Одно из самых популярных в последние месяцы словосочетаний у российских бизнесменов – «дебиторская задолженность». Добравшийся до нашей страны финансовый кризис ударил в первую очередь по системе платежей и выплат – как в банковской сфере, так и практически во всех прочих секторах бизнеса. Как вернуть «подвисшие» деньги? Как заставить должников рассчитаться с кредиторами? К поиску ответов на эти вопросы неизбежно привлекается и служба безопасности предприятия. Но имеет ли смысл сваливать эту задачу на безопасников – или лучше поручить ее решение коллекторским агентствам? И где проходит граница между компетенциями первых и вторых? По словам заместителя генерального директора – директора по развитию бизнеса ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн» Ирины Поддубной, в последнее время действительно можно отметить рост числа обращений в коллекторские агентства. «В жестких условиях кризиса банки и прочие кредитные организации активизировали свою работу с дебиторской задолженностью. Например, если говорить о сделках купли-продажи долгов, то в последние недели наше агентство ежедневно получает от банков до четырех портфелей просроченных долгов на оценку. Раньше такое количество набиралось не менее чем за две недели. Причем к нам стали обращаться даже некрупные банки, ранее не работавшие с коллекторами». А по оценке президента Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ) Сергея Рахманина, в последнее время число обращений в коллекторские агентства выросло как минимум в два раза. «За последние два месяца произошел заметный рост числа обращений, – говорит Сергей Рахманин. – Процесс взаимных неплатежей захватил всех – с предложением о сотрудничестве к коллекторам обращаются компании самого разного профиля». Почему растет спрос на услуги по возврату долгов, понятно. Но остается открытым вопрос о том, что эффективнее – справляться с «дебиторкой» своими силами или привлекать к взысканию долгов коллекторов. Чтобы ответить на него, нужно прежде всего понять, какой способ и при каких условиях будет более эффективным. МЕНЯТЬ ЛИ КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ До сих пор главными клиентами коллекторских агентств остаются банки и другие кредитные организации. Это и понятно: тот, кто чаще дает деньги в долг, чаще и рискует не получить их обратно или получить с большим опозданием. Сегодня во многих отечественных кредитных организациях существуют собственные коллекторские службы – где-то в структуре служб безопасности, а где-то в виде самостоятельных подразделений. Стремление банкиров самостоятельно взыскивать долги объяснимо: портфель проблемных активов – не та информация, которую можно легко передавать третьим лицам. В такой ситуации работа с проблемными клиентами, как правило, передается сначала службе безопасности кредитной организации, и только когда становится понятно, что все усилия банковских секьюрити оказались безуспешными, заходит речь о передаче взыскания долга на аутсорсинг. Если же речь идет о промышленных или торговых компаниях, то в этих секторах ситуация совершенно иная. Несмотря на то что подобные данные не афишируются, есть основания говорить о том, что некоторым опытом по уменьшению дебиторской задолженности могут похвастаться разве что службы безопасности крупных сырьевых компаний. Всем же остальным с подобными проблемами, как правило, до сих пор сталкиваться не приходилось – платежи если и опаздывали, то некритично, а коль скоро поставщик или покупатель оказывался не слишком щепетильным в вопросах исполнения своих обязательств, легко можно было найти более надежного партнера. Получается, что в нынешних условиях финансовой нестабильности таким службам безопасности придется осваивать совершенно новую для себя задачу. Это с неизбежностью отвлечет их силы – порой весьма значительные – от выполнения основных задач. |
©2008-2025 Журнал «Директор по безопасности»
Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал.
Проекты ИД «Отраслевые ведомости»: