Ежегодно американские компании теряют 652 млрд. долларов. Этот ущерб фирмам причиняют собственные сотрудники, занимающиеся хищениями. В Великобритании данный показатель меньше, но все равно поражает – 160 млрд. долларов. Ситуация в России, судя по оценкам экспертов, еще более острая. Все больше компаний – средних и крупных – пытаются решать проблему с помощью детектора лжи, полиграфа. Данный прибор вызывает критику в свой адрес с момента создания в 1921 году в США. Известен призыв Джеймса Вулси, директора ЦРУ при президенте Билле Клинтоне, о «необходимости радикально сократить применение этого крайне неточного инструмента». Широко распространено и убеждение, что проверка на полиграфе не имеет крепкой научной основы, а полиграфологи нарушают этические нормы, поскольку пытаются «залезть в душу» человека и заставляют руководителей подозревать своих собственных сотрудников… Однозначного ответа за или против полиграфа нет. ХИЩЕНИЯ СОКРАТИЛИСЬ В 10 РАЗ «Несколько лет назад меня пригласили провести расследование в одной крупной компании, у которой пропала фура с дорогостоящими лекарствами от рака, – рассказывает полиграфолог с 40-летним стажем, изобретатель первого отечественного дистанционного полиграфа (1973 год) Леонид Алексеев. – Почти сразу удалось найти виновного в этой краже. Фирма решила тогда протестировать на детекторе лжи складских рабочих. Выяснилось, что 30% из них воруют. Проворовавшихся уволили, а проведенная через год инвентаризация показала, что кражи сократились на порядок». Примерно такую же статистику рассказом из личного опыта подтверждает полиграфолог Андрей Молчанов, специалист агентства психотехнологий «Конкордия» и соавтор книги «Инструментальная детекция лжи». Он вспоминает, как в одной из крупных сетевых торговых компаний постоянно фиксировались хищения из торгового зала. «Служба безопасности и руководство торгового комплекса все списывали на покупателей, которые якобы воруют. Полиграфолог включил в проверку ряд менеджеров по залу, старших кассиров и некоторых других сотрудников. После первых трех дней работы начали устойчиво падать масштабы недостачи. Когда через месяц подвели итоги, выяснилось, что покупатели стали воровать в 10 раз меньше». |
©2008-2025 Журнал «Директор по безопасности»
Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал.
Проекты ИД «Отраслевые ведомости»: