Знаменитая французская пословица гласит: «Предают свои». Известный социотехник, один из авторов книги «Технология группы» Владимир Ланцберг сказал о том же более тонко: «Как из лучшего друга сделать компетентнейшего врага? Говорят, это адски просто: был бы друг – вся собака в нем…» Применительно к вопросам безопасности бизнеса оба эти утверждения означают: на предприятиях, где основная часть руководства и персонала связана прочными дружескими отношениями, список рисков значительно шире. Но эти риски можно и нужно контролировать, чтобы минимизировать потери или вообще избежать их. Энтузиасты-анархисты Множество хрестоматийных примеров свидетельствует: дружеская компания – одна из самых традиционных основ для бизнеса. Взять хотя бы корпорацию Apple или IBM – таких историй о трех-пяти приятелях, начинавших свое дело в папином гараже, а в итоге превратившихся в глав международных корпораций, пруд пруди. Однако слепо копировать западный опыт в России, как известно, не стоит. Ведь для американца или европейца даже дружеская компания – еще не повод забывать об иерархии бизнес-отношений и распределении функций и полномочий. В нашей же стране, как правило, все происходит с точностью до наоборот. По словам Владимира Спиридонова, доктора психологических наук, сертифицированного консультанта Национального института сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ), «все прекрасно понимают, что у дружеской компании есть огромное количество дополнительных возможностей: мы друг другу меньше врем, мы можем доверять друг другу в сложных ситуациях и так далее. Но за это приходится платить довольно большую цену. Самое сложное – это управлять своими». Но понимание того, насколько это сложно, приходит далеко не сразу – если вообще приходит. Как утверждает Павел Буков, управляющий партнер консалтинговой компании RQlab, «в развитии предприятия есть такая стадия – анархического бизнеса, или бизнеса энтузиастов. Собирается компания, связанная чем-либо – например, студенческая группа или дворовая компания, членами которой движет идея, – говорит Буков. – У этих людей нет четких полномочий, они сначала работают вообще бесплатно или за очень маленькие деньги. А вот до следующей стадии многие компании просто не доживают». Не доживают не в последнюю очередь потому, что быть друзьями и вести совместный бизнес – совсем разные вещи. «Если бизнес развивается успешно, то со временем в эту дружескую компанию начинает просачиваться иерархия, – комментирует Павел Буков. – И тут начинается новый этап, который называется «гибелью энтузиастов»: когда мелкий бизнес начинает становиться средним, появляется технологизация, и те энтузиасты-анархисты, которые готовы были браться за любое дело, не имея ни четких ролей, ни специального образования, чаще всего уходят». А каждый такой уход, по словам Владимира Спиридонова, переживается с трудом и сопровождается, как правило, крупными конфликтами: «С одной стороны, противоречия между «своими» воспринимаются как предательство. С другой – в дружеской компании не принято выяснять отношения так, как в бизнес-культуре, не принято жестко делить функции и полномочия и жестко применять санкции за то, что ты сделал или не сделал. Такой клубок проблем оказывается трудно разрешимым и часто приводит к эскалации конфликта, причем возгонка происходит из-за самых пустых вещей». |
©2008-2025 Журнал «Директор по безопасности»
Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал.
Проекты ИД «Отраслевые ведомости»: