Липатов Дмитрий Сергеевич, юрист юридической компании «Налоговик»Полиция без следователей«Полицейский» законопроект вызвал оживленное обсуждение в Сети. Проблемы взаимоотношений с нашими правоохранителями волнуют многих граждан. Но, как и многие проекты, представленный текст составлен довольно хитро. Четко прослеживается следующая тенденция - некоторые статьи будущего закона содержат в себе некую «бомбу», которая «взрывается» в сознании обсуждающих и уводит их внимание от действительно важных вопросов. Тем временем многие не обратили внимания на то, как действительно образует закон правоохранительную систему, меняет что-либо и чем отличается от прежних правил. А принципиальных отличий оказалось не так много.Общие положения законопроекта почему-то обратили на себя внимание абсолютно всех. Действительно, они должны отражать дух реформы. Но во многом нормы, содержащиеся в общих положениях различных законов, являются декларативными. То есть по сути ничего не дающими обычным гражданам, кроме какой-то моральной и эмоциональной нагрузки. Главное их значение - системообразующий фактор, однако на правах конкретных людей это никоим образом не сказывается.Тем не менее, интересная тенденция наблюдается в общих положениях. Так, статья 2 устанавливает, что к задачам полиции будет отнесено «выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам». И ни слова о следствии. Дело в том, что действующее уголовно-процессуальное законодательство, регламентирующее расследование преступлений, предусматривает два вида производства по уголовным делам: следствие (ведется по большинству составов преступлений) и дознание (простейшее производство по простейшим бытовым делам). Так вот, о производстве следствия полицией не сказано ни слова. Значит, следствие у нее скоро заберут. И до реализации идеи единого следственного органа (СК) нам осталось очень немного.Также довольно интересная норма устанавливает правовую основу деятельности полиции. Для полицейских верховенством будет обладать отечественная Конституция, а международные акты, которые носят более гуманный характер, для правоохранителя являются менее приоритетными. Конвенцией о правах человека ни милиционера, ни полисмена попугать не получится. Остается надеяться, что поможет нам отечественный законодатель и Конституция.Сам себе судьяКуда больший интерес представляет статья 13, которая устанавливает права полиции. Нормы этой статьи с первого пункта порождают массы вопросов к авторам законопроекта. Так, пункт 1 части 1 статьи 13 устанавливает, что полиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий. |
©2008-2025 Журнал «Директор по безопасности»
Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал.
Проекты ИД «Отраслевые ведомости»: