Некоторые правовые и социально-психологические аспекты работы с персоналом гипермаркета, совершившим хищение Вряд ли я является спорной актуальность проблемы предотвращения внутренних потерь в системе розничной торговли. Цифры, которые приводят многочисленные исследователи, касающиеся процентного соотношения всех потерь торговых предприятий и потерь от собственного персонала, приблизительны, и носят большей частью вероятностный характер. Если говорить об убытках, причиняемых умышленными действиями персонала (фактически, - хищениями) то факты эти, зачастую носят латентный характер. Мое глубокое убеждение состоит в том, что все-таки большая часть потерь в розничной торговле - это потери от неумышленных действий персонала (ошибки, нарушения финансовой дисциплины, корректность заказов продуктов питания, условия хранения скоропортящейся продукции и фруктов-овощей, корректность инвентаризаций, договорная работа коммерческих подразделении с поставщиками и т. п.) и это предмет для отдельного серьезного разговора. В настоящей статье я бы хотел затронуть тему именно хищений, совершаемых персоналом, а точнее некоторых аспектов работы с сотрудниками, уже совершившими хищение. Общаясь с руководителями подразделений охраны ряда гипермаркетов, в том числе и крупных федеральных и иностранных сетей, я с удивлением узнал, что зачастую, сотрудника, совершившего хищение, просто увольняют. Причем, увольняют по собственному желанию. Спустя некоторое время этот сотрудник успешно устраивается на другую работу, а его бывшие коллеги, видя, что в сущности, ничего страшно с ним не произошло, продолжают воровать. Мне лично приходилось от сотрудника, совершившего кражу, слышать фразу: «Я ничего не украл, я просто взял то, что мне недодали!». Причем, это позиция подавляющего большинства работников! Все прекрасно знают, что сдерживающим фактором, удерживающим человека от воровства, являются вовсе не его морально-этические или религиозные убеждения, а страх наказания! Считаю, что деятельность сотрудников охраны и руководителя службы безопасности гипермаркета по предотвращению, пресечению и выявлению сотрудников торгового предприятия, совершающих хищения, имеет важнейшее воспитательное, профилактическое и дисциплинирующее воздействие на всех работников компании. Не меньшим воздействием обладает и то, каким образом выявленные факты будут доведены до всех остальных работников, какие негативные последствия повлечет за собой разоблачение расхитителей. Страх возможного и неотвратимого наказания является огромным сдерживающим фактором для нечистых на руку сотрудников. Могу предположить, что далеко не все нижеизложенные положения найдут однозначное понимание у всех и будут приняты как руководство к действию. Поэтому, хотел бы обратить внимание на то, что эти методы и тактические приемы опробованы на практике и доказали свою эффективность. Применять ли их по отношению к своим сотрудникам, каждый руководитель решает для себя сам. Профилактика хищений, совершаемых персоналом Прежде чем обозначить основные моменты, которые должны учитываться должностными лицами в случаях выявления фактов хищений со стороны персонала торговых предприятий, следует иметь в виду, что не менее важной является профилактическая работа должностных сотрудников торговых предприятий в этом направлении. В связи с этим можно выделить следующие профилактические мероприятия, которые должны проводиться на объектах компании в целях предупреждения хищений со стороны персонала: 1. Проведение собеседований с кандидатами, поступающими на работу в компанию. Перед проведением собеседования желательно собрать максимальное количество информации о кандидате. При приеме людей на работу необходимо использовать как можно больше средств и способов их проверки для выявления специфических наклонностей и скрытой мотивации. К основным методам проверки кандидата, можно отнести следующие:
|
©2008-2025 Журнал «Директор по безопасности»
Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал.
Проекты ИД «Отраслевые ведомости»: