Самым простым способом анализа получаемой информации является ее структурирование. Процесс этот представляет собой не что иное, как расположение материала в определенном порядке или по заданной схеме. Такой порядок может быть установлен по-разному. Наиболее яркий пример – это размещение информации в хронологическом порядке. Например, сведения из разных источников о некоем событии располагают последовательно, что помогает проследить его развитие во времени, и соответственно подбирают информацию о нем – от более ранней к более поздней (или наоборот). Другой способ структурирования информации – это расположение каждого ее блока в разных разделах, которое учитывает содержание информационных блоков. Далее предлагаю более подробно ознакомиться с разными способами структурирования информации. Отличаются они в основном тем, по какому принципу происходит структурирование.Расположение в хронологическом порядке или выстраивание последовательности развития событийДанный метод еще называют историческим. Все поступающие данные выстраиваются во времени, отражая ход описываемых событий. А для этого устанавливаются связи между ними: – что за чем следует; – какой факт какое событие предопределяет; – что чему сопутствует;– другое. Иначе говоря, восстанавливается хронология событий. Это один из наиболее простых способов и в то же время достаточно эффективных. Самый простой пример использования исторического метода (хронологии) – это изучение кандидата при его приеме на работу. У вас есть ряд источников: резюме кандидата, его трудовая книжка, заполненная им анкета. Кроме того, вы можете использовать Интернет для выявления его мест работы (по оставленным им же объявлениям и заявкам) или базы данных. Собрав всю эту информацию, вы составляете несколько последовательностей (хронологий): 1. Как кандидат хочет выглядеть (по его резюме и анкете).2. Каков он на самом деле (по его трудовой книжке).3. Вспомогательный вариант (по всем остальным источникам).А далее сравниваете полученные хронологии и выявляете несоответствия. Например, находите сведения, которые кандидат не включил в резюме, следовательно, хотел скрыть. Задаете логичный вопрос: почему он это сделал? И так далее.Еще один вариант использования хронологии – это выстраивание цепочки событий. При этом особенно ценно, когда рассматриваются параллельные происшествия или определенные события в контексте известного происшествия, это добавляет глубины и психологизма. Привязку событий к определенному происшествию используют для выявления поведенческих реакций объекта, правда, это уже моделирование, но для регистрации и анализа используется все тот же исторический метод (хронология событий). В определенной среде это называется провоцированием. Например, объекту предлагают (присылают по почте, передают как слух, сообщают официально и т. п.) некую «горящую» информацию, которая требует немедленных действий, а затем внимательно наблюдают за его поведением:– что и в какой последовательности он предпримет;– к кому обратится в первую очередь;– как в принципе отреагирует на сообщение и т. д.Можно данное мероприятие обставить соответствующим образом. Например, ограничить объект в перемещении или в связи, создать впечатление, что у него практически нет времени на обдумывание и т. п. Все зависит от того, что вы хотите понять (выявить). Для упрощения восприятия ситуации, результат можно отразить схематически. Если несколько последовательностей изобразить в одном масштабе и одним стилем, то при их совмещении можно выявлять закономерности, корреляцию и т. п.Составление перечня источниковЭто структурирование данных об источниках информации по какому-то вопросу. Составляя такой перечень, полезно давать краткую характеристику каждому источнику в зависимости от целей составления списка и от общей задачи. Эта характеристика может включать, например, следующие пункты:– название;– автор;– кто опубликовал;– когда опубликовано;– канал поступления;– основная тематика; – основная аудитория; – компетентность (качество информации);– тенденциозность в изложении;– аффилированность (ангажированность);– позиция по отношению к теме ваших исследований.В результате такой систематизации вы получите общую картину информационного поля, на котором работаете. И, как следствие, быстро и правильно сориентируетесь в случае появления чего-то нового, необычного, неожиданного. Или сможете понять, какой источник более важен для вас в свете изучаемой проблемы. |
©2008-2025 Журнал «Директор по безопасности»
Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал.
Проекты ИД «Отраслевые ведомости»: