Каждая организация в любой момент может столкнуться с проверками надзорных или контролирующих органов, а таких органов в России насчитывается более полусотни. И несмотря на то что количество абсолютного большинства проверок ограничено одним разом за трехлетний период, все равно получается, что проверки разного рода могут проводиться в одной и той же компании чуть ли не каждые полтора месяца! К счастью, не каждое надзорное ведомство располагает таким числом сотрудников, чтобы обеспечить подобную частоту, поэтому обычно визиты проверяющих происходят реже.Как правило, при любой проверке возникают вопросы, касающиеся законодательства, как применяемого в регулировании подконтрольной данному органу сфере деятельности, так и устанавливающего непосредственно порядок проведения проверки. Сегодня в России действует более 60 законов, регламентирующих проверки по 24 видам контроля. Понятно, что ни один специалист не в состоянии владеть таким объемом информации с одинаково высокой степенью практического применения в любой области. Да это и не нужно – ведь в каждой компании всегда есть отдельные специалисты для решения узких профессиональных вопросов: бухгалтер ведет учет налоговых обязательств, а инженер рассчитывает необходимые технические параметры продукции, оборудования или производства. Точно так же и проверки в той или иной сфере деятельности компании должны входить в компетенцию специалиста в данной области. Что же касается порядка проведения проверки, то многие государственные и муниципальные органы подчинены в этом отношении одному общему своду правил, установленному Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ). Кроме непосредственно процедуры проведения проверки, в этом законе закреплены основные принципы проведения контрольных или надзорных мероприятий.Одним из таких принципов является презумпция добросовестности (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 294-ФЗ) – ни один предприниматель или руководитель не обязан объяснять, почему он поступил так, а не иначе, не должен обосновывать правильность и законность своих действий. Наоборот, изначально подразумевается, что все действия должностного лица проверяемой компании были правомерными, если же на деле было не так, то проверяющий должен не только указать на это, но и доказать, что нарушение норм или требований действительно имело место. Кроме того, в ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено право руководителя, должностного лица или иного уполномоченного представителя обратиться к проверяющим с просьбой ознакомить его с порядком проведения мероприятий по контролю или с административными регламентами осуществления проверки.Не менее важен п. 1 ст. 15 Федерального закона № 294-ФЗ, который строго ограничивает пределы полномочий органа государственного или муниципального контроля (надзора) и их должностных лиц. К примеру, проверяя соблюдение санитарных норм в организации, представитель контрольного органа не имеет права запрашивать договоры с покупателями и заказчиками или ведомости на выплату заработной платы, так как эти вопросы не входят в его компетенцию и не связаны с предметом проверки. В этом смысле проверяющие не имеют права совершать целый ряд действий:• инспектировать помещения или имущество, не используемые для ведения указанной деятельности;• интересоваться не относящимися к предмету проверки сведениями и документами и изымать оригиналы таких документов;• отбирать пробы или образцы свыше необходимых норм, а также не относящиеся к предмету данной проверки;• разглашать полученную в ходе проверки информацию, охраняемую режимами коммерческой или профессиональной тайны.В ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ определено само понятие «проверка». Это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля мероприятий по контролю юридических лиц, индивидуальных предпринимателей для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности, производимых и реализуемых ими товаров, выполняемых работ, предоставляемых услуг обязательным требованиям. Из этого подробнейшего определения следуют три важных вывода:1) Критерий проверки – соответствие деятельности обязательным правилам, требованиям, установленным законами или муниципальными постановлениями. Требования, не содержащиеся в законе или муниципальном акте, не могут быть обязательными к исполнению, а за нарушение неписаных правил не могут применяться какие-либо санкции.2) Проверка проводится только уполномоченными органами на основании мотивированного решения. Произвол со стороны надзорных органов недопустим.3) Все мероприятия по контролю должны соответствовать предмету контроля. Проверке подлежит только то, что прямо предписано в решении о проверке и не более того. |
©2008-2025 Журнал «Директор по безопасности»
Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал.
Проекты ИД «Отраслевые ведомости»: