ИЛЬЯ КИСЛЯКОВ, управляющий партнер ООО «Профессиональные Ревизоры Бизнеса», аудитор Как налад |
роверку договоров в той или
иной степени осуществляет
большинство компаний. По-
этому в данной статье меньше внима-
ния уделим рассмотрению процесса
проверки договоров, а в большей сте-
пени сделаем акцент на его нюансы.
Процесс проверки договоров пред-
назначен для минимизации рисков при-
чинения материального и имиджевого
ущерба организации и повышения пер-
сональной ответственности лиц, уча-
ствующих в процессе формирования,
проверки и согласования договоров.
Весь процесс проверки договоров
условно можно разбить на четыре эта-
па: подготовительный, нормотворче-
ский, фактическая проверка, отладка
процесса.
Наиболее сложным и определяющим
этапом процесса проверки договоров
является подготовительный этап. От
того, насколько качественно он ре-
Проверку договоров в той или иной степени осуществляет большинство компаний. По-этому в данной статье меньше внимания уделим рассмотрению процесса проверки договоров, а в большей степени сделаем акцент на его нюансы. Процесс проверки договоров предназначен для минимизации рисков причинения материального и имиджевого ущерба организации и повышения персональной ответственности лиц, участвующих в процессе формирования, проверки и согласования договоров. Весь процесс проверки договоров условно можно разбить на четыре этапа: подготовительный, нормотворческий, фактическая проверка, отладка процесса. Наиболее сложным и определяющим этапом процесса проверки договоров является подготовительный этап. От того, насколько качественно он реализован, напрямую зависит конечный результат. Чем тщательнее будет проведена подготовка, тем ниже будет вероятность реализации рисков в дальнейшем. Рассмотрим основные составные части этого этапа: • уяснение наличия текущего порядка проверки договоров; • изучение внутренних нормативных документов, регламентирующих проверку договоров; • определение круга подразделений, участвующих в проверке договоров, их функции и ответственность; • установление, ранжирование и определение существенных рисков, не перекрываемых действующим порядком проверки договоров; • принятие решение о необходимости выполнения дополнительных мероприятий при проверке договоров для минимизации вновь установленных существенных рисков; • разработка, согласование и утверждение алгоритма выполнения дополнительных мероприятий при проверке договоров. Если проверка договоров в организации отсутствовала, то необходимо начинать с четвертого пункта. Сложным этапом в подготовительном процессе проверки договоров является установление, ранжирование и определение существенных рисков, не перекрываемых действующим порядком проверки договоров.
• вероятность образования проблемной дебиторской задолженности, для погашения которой потребуются значительные временные, трудовые и материальные затраты; • заключение договоров на условиях, ущемляющих интересы организации; • налоговые риски при уплате, возмещении налогов и сборов; • действия работников организации, нарушающие требования федерального законодательства, внутренних нормативных документов, повлекшие за собой причинение материального ущерба организации; • действия третьих лиц по причинению ущерба организации. Указанные выше риски возникают при осуществлении расчетов с фирмами: • имеющими отрицательную деловую репутацию, некачественно или не в полном объеме исполнявшими свои договорные обязательства; • кандидатами на банкротство; • причастными к обороту контрафактной продукции, фальсификации документов на неe; • имеющими признаки «фирм-однодневок»; • типичными посредниками; • аффилированными с работниками организации; • причастными к рейдерским захватам, мошенничеству, подделке документов и другим противоправным действиям. При оценке рисков необходимо понимать мотивацию, действующую у непосредственных исполнителей данных договоров. К проверке договоров необходимо привлекать все подразделения, осуществляющие работу по договору, а именно: • инициатора – исполнителя и его руководителя; • юристов; • финансистов; • безопасность и т. д. Стандартными функциями по проверке договоров являются: • у инициатора: соответствие потребности организации в предмете договора и порядке его исполнения; • у юристов: наличие полномочий у подписантов с обеих сторон; порядок приема-передачи товаров (работ, услуг) и переход права собственности; наличие и размеры штрафных санкций за ненадлежащее исполнение обязательств; порядок решения споров; соответствие юридических и фактических адресов организации; • у финансистов: порядок и условия оплаты товаров (работ, услуг); соответствие расходов бюджету организации; правильность отражения банковских реквизитов компании; • у безопасности: проверка потенциальных контрагентов и т. д.
Результатом проверки договора является лист его согласования, в котором ответственные лица проставляют отметки о согласовании либо отклонении договора с указанием причин и недостатков. До устранения недостатков или при наличии критических недостатков договор с потенциальным контрагентом не заключается. Таким образом, главной задачей при проверке договора является проверка потенциального контрагента, а уже потом условий сотрудничества с ним. При этом осуществляется сбор доказательной базы, позволяющей с большой долей вероятности говорить о благонадежности потенциально контрагента или об обратном. Проверки потенциальных контрагентов целесообразно осуществлять двумя способами в зависимости от суммы, и/или вида договора: упрощенные и полные. Проверки отличаются объемом анализируемой информации, временем проведения и квалификацией задействованных специалистов. Упрощенная проверка, как правило, проводится путем анализа регистрационных, бухгалтерских и налоговых документов, предоставленных потенциальным контрагентом, и информации из аналитических баз данных и открытых источников. Полная проверка, как правило, проводится по алгоритму упрощенной с добавлением мероприятий по проверке фактического адреса (офиса, производственных складских площадей); наличия материальных, людских, финансовых, производственных ресурсов; анализа финансово-хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности; реальности существования исполнительных органов потенциально контрагента и понимания специфики договора; достоверности банковских гарантий, страховок, поручительства и т. д. Результаты проверки потенциальных контрагентов необходимо заносить в соответствующую базу данных, дополнительно формируя перечень неблагонадежных контрагентов или «черный список». Оптимально, если данная база будет интегрирована в единую информационную базу организации. При этом недостаточно вести «черный список» по наименованиям и ИНН контрагентов. Необходимо учитывать учредителей, генеральных и исполнительных директоров, лиц, действующих по доверенностям от имени потенциальных контрагентов. Кроме того, следует стремиться к созданию «черного списка» по отрасли и РФ в целом. Необходимо отметить, что в понятие «потенциальные контрагенты» входят не только поставщики, но и покупатели товаров (работ, услуг). Следовательно, проверке подлежат не только договоры на приобретение, но и на реализацию товаров (работ, услуг). Договор на реализацию товаров (работ, услуг) подлежит обязательной проверке, если покупатель является не конечным потребителем, а посредником и договор соответствует условиям: • реализация осуществляется с необоснованным дисконтом (скидками); • реализации подлежит товар или готовая продукция, пониженная в сортности как по решению подразделения технического контроля так и управленческим решением; • предусмотрена отсрочка платежа (товарный кредит). При недостаточности формальных оснований, указывающих на неблагонадежность контрагента, либо отсутствии явного компромата для выведения Выводы: • Процесс проверки договоров заключается в установлении существенных рисков его отсутствия, разработки мероприятий их минимизации, закрепления персональной ответственности за лицами, участвующими в формировании и использовании договора. • Главной задачей при проверке договора является проверка потенциального контрагента, а уже потом условий сотрудничества с ним. • В связи с экономической целесообразностью минимизировать риски, нежели устранять последствия их наступления, необходимо принимать решение о выведении договора на пост/предоплату (по поставке/реализации) либо отклонении потенциального контрагента. • При проверке потенциального контрагента использовать анализ финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерской отчетности. |
©2008-2025 Журнал «Директор по безопасности»
Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал.
Проекты ИД «Отраслевые ведомости»: