ВИТАЛИЙ КОМЛЕВ, |
Инвентаризация имущества налогоплательщика Инвентаризацию проводят в случаях, когда результаты проверки учетной документации проверяемой организации, анализа информации, полученной из других источников, и (или) осмотра территорий и помещений налогоплательщика дают основания предполагать наличие товарно-материальных ценностей, основных средств или иного имущества, не отраженных в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта. Инвентаризация имущества налогоплательщика включает инвентаризацию основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов, денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженности и иных финансовых активов. По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты. Следует иметь в виду, что воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица в целях инвентаризации имущества может быть квалифицировано как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влекущее ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП. Допрос свидетеля Справедливости ради следует указать на то обстоятельство, что допрос свидетеля, в соответствии с нормами НК РФ может проводиться и вне офиса организации (например, на территории налогового органа). Но, принимая во внимание предмет настоящего исследования, мы будем вести речь о допросе работников организации, проводимом в рамках выездной налоговой проверки на территории проверяемой организации. Кстати, увязка допроса свидетеля с мероприятиями налогового контроля является непременным условием проведения данного мероприятия (пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ). Итак, правовыми основаниями для проведения допроса свидетеля, рассматриваемого в качестве элемента налогового контроля, являются, как уже отмечалось выше, нормы пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ, в соответствии с которыми налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей любых лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. В то же время из данного правомочия налогового органа есть и законодательно установленные изъятия. В частности, п. 2 ст. 90 НК РФ установлено, что в качестве свидетеля не могут допрашиваться: Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 90 НК РФ физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Например, ст. 51 Конституции РФ позволяет не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (справочно: в схожей интерпретации данная конституционная норма нашла отражение в ст. 69 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Показания свидетеля заносятся в протокол (унифицированная форма Протокола допроса свидетеля утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06-338@, приложение № 3).
Ранее уже упоминалось, что СБ должны принимать меры по подготовке работников организации к возможному общению в налоговыми инспекторами, к участию их в налоговых мероприятиях в качестве свидетелей. На практике эта миссия СБ реализуется, как правило, посредством разработки и доведения до работников организации соответствующей памятки, а также посредством проведения с работниками организации практических тренингов. Содержание как данной памятки, так и практических занятий может быть весьма разнообразным. Каких-либо установленных нормативов не существует. Все зависит от инициативы самих специалистов СБ. Тем не менее можно сосредоточить внимание на отдельных положениях, которые, как представляется, непременно должны найти отражение в настоящей статье. В частности, работникам организации можно рекомендовать: Повторюсь, по моему глубокому убеждению, специалисты СБ призваны играть ведущую роль в процессе подготовки работников организации к их возможному участию в контрольных мероприятиях в качестве свидетелей, вовлекая в эту работу и юристов, и кадровиков, и психологов, и специалистов финансово-бухгалтерского подразделения. Следует учитывать, что неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 1 ст. 128 НК РФ (штраф в размере 1000 руб.). Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную ч. 2 ст. 128 НК РФ (штраф в размере 3000 руб.). Осмотр территорий и помещений налогоплательщика Данное правомочие сотрудника налогового органа закреплено и в законодательно установленных общих правах налоговых органов. Так, в частности, в пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что при выполнении возложенных на них обязанностей налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории. Более того, в соответствии с положениями п. 1 ст. 82 НК РФ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), рассматривается законодателем в качестве основной формы осуществления налогового контроля наряду с налоговыми проверками, получением объяснений налогоплательщиков и проверкой данных учета и отчетности. На это же указывает норма, содержащаяся в п. 13 ст. 89 НК РФ, которая устанавливает, что при проведении выездной налоговой проверки при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Практически аналогичная норма нашла отражение и в п. 2 ст. 91 НК РФ, которая предусматривает, что должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом. Системный анализ приведенных выше нормативных предписаний позволяет сформировать некую упрощенную модель: сотрудники налогового органа имеют право проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком, но данная форма налогового контроля реализуется только в период проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика и только силами сотрудников, проводящих данную выездную налоговую проверку. В то же время законодатель предусмотрел возможность проведения осмотра вне рамок выездной налоговой проверки. Однако и в этом случае налоговые инспекторы осуществляют лишь осмотр документов и предметов, если данные документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или если владелец данных документов и предметов дает свое согласие на проведение осмотра. Порядок проведения осмотра детально регламентирован нормативными предписаниями ст. 92 НК РФ. Как и в случае с допуском в офис, необходимо иметь в виду, что, в соответствии с нормами пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Аналогичная норма нашла отражение и в п. 3 ст. 91 НК РФ, в соответствии с которым при воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на используемые для осуществления предпринимательской деятельности территории или помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. Необходимо иметь в виду и то, что воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица в целях их осмотра может быть квалифицировано как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влекущее ответственность граждан и юридических лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ. Кроме того, незаконный отказ в доступе, а равно незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет административную ответственность должностных лиц, предусмотренную ст. 19.7.6 КоАП РФ. Истребование документов у проверяемого лица Требование о представлении документов может быть передано руководителю (представителю) организации или физическому лицу (представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ. В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС России форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168@. Формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде, утвержден приказом ФНС России от 29 июня 2012 г. № ММВ-7-6/465@. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками представленных документов. В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение законодательно установленного срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (его заместитель) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ. Важно иметь в виду, что в случае отказа от представления или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет административную ответственность должностных лиц организации, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, впоследствии были возвращены проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Говоря о представлении документов, следует обратить внимание на постановление ФАС Московского округа от 5 июня 2013 г. № А40-78313/12-91-433. Как уже ранее отмечалось, налогоплательщик обязан представить истребуемые документы в налоговый орган. Однако в период проведения в организации выездной налоговой проверки запрошенные документы, касающиеся проверяемого периода и проверяемых налогов и сборов, могут быть представлены не в налоговый орган, а непосредственно руководителю группы проверяющих должностных лиц налогового органа. (Продолжение следует) |
©2008-2025 Журнал «Директор по безопасности»
Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал.
Проекты ИД «Отраслевые ведомости»: