Заказать счет на подписку у менеджера
Реклама. ООО Модус. ИНН7726691417. erid:2VtzqwnitaP

"Внутреннее расследование внешними силами"

С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала

АЛЕКСЕЙ ЩЕРБЕНЕВ, президент Ассоциации российских детективов


Чтобы ответить на вопросы, что такое внутреннее корпоративное расследование и кто его должен (или может) проводить, я бы хотел сначала обратиться к некоторым исходным позициям. Результаты целого ряда исследований свидетельствуют о том, что 30 % всего населения вообще не относится к категории честных, 30 % можно назвать лишь относительно честными, т. е. они таковыми являются, когда им это выгодно, и только 40 % честны всегда. В России эта статистика усугубляется политической и экономической нестабильностью. Поэтому нередко возникают ситуации, при которых работодатель начинает подозревать служащего в махинациях, мошенничестве, воровстве, но, стремясь «не выносить сор из избы», предпочитает уволить его по собственному желанию. Немногие решают конфликтную ситуацию в суде. Причины на то, конечно, есть: страдает имидж компании, на судебные разбирательства требуются материальные и временные издержки и пр. Такая позиция порождает безнаказанность и создает предпосылки для продолжения нарушений. Когда появляется необходимость в проведении внутреннего корпоративного расследования и вынесении по его итогам решения о наказании (увольнении) виновного или передачи материалов в правоохранительные органы, то, как правило, возникает вопрос: кто будет это расследование осуществлять? Кадры? Специальные сотрудники? Служба безопасности? Или стоит отдать решение этой проблемы на аутсорсинг?

В связи с тем, что российское законодательство почти никак не регламентирует действия лица, осуществляющего внутреннее расследование, по- рядок сбора и документирования доказательств и многое другое, касающееся этой сферы, вывод напрашивается один: расследованиями должны заниматься специалисты, как мы говорим, «специально обученные люди». Каждый сотрудник фирмы, где имеется практика проведения корпоративных расследований, должен четко понимать, за какие нарушения его могут наказать, знать, кто осуществляет расследования, и быть уверенным в независимости и непредвзятости лиц, которым доверен этот процесс. Только в этом случае может быть достигнут нужный результат. Привлекая для проведения расследования детективов, компания делает лучший выбор. Профессионалы обладают теми качествами, которые необходимы для ведения такого рода дел:

  • не имеют личной заинтересованности в его результатах и личных симпатий или антипатий к участникам конфликта;
  • хорошо знают регламентирующие нормы, внутрикорпоративные правила и правовые нормы; 
  • имеют представление об основах психологии, умеют вести переговоры и разрешать конфликты;
  • способны занять твердую позицию при проведении расследования и противостоять попыткам повлиять на его ход; 
  • пользуются авторитетом у обеих сторон конфликта.

Важнейшее правило в деле расследования – это соблюдение конфиденциальности. Детектив – независимое лицо, и ему легче сохранить в тайне процесс и результаты расследования, нежели сотруднику фирмы. Практика проведения внутренних расследований в крупных торговых центрах показывает, что наиболее часто они осуществляются по фактам воровства не только отдельным сотрудником, но и группой лиц. Это значительно затрудняет процесс разбирательства. Мы рекомендуем работать плотно с детективами, которые имеют полномочия вести скрытое наблюдение и осуществлять контрольные закупки. Для эффективного проведения расследования считаем целесообразным привлекать и других специалистов – во многих случаях это единственное средство установить истину. Для профессиональной проверки документации и финансовой отчетности можно использовать аудиторов из тех аудиторских компаний, с которыми работает фирма. Весьма полезным, особенно при раскрытии сложных мошеннических схем и дел, связанных с уводом денег за рубеж, является привлечение к расследованию консультантов – аналитиков из консалтинговых компаний по безопасности. В их распоряжении, как правило, находятся средства, позволяющие осуществить всестороннюю проверку подозреваемого: какими финансовыми ресурсами располагает; совершал ли крупные покупки, не соответствующие реальному заработку; замечен ли в подозрительных контактах; имеет ли различные зависимости и многое другое. Специалисты могут провести профессиональное изучение подозреваемого с использованием «детектора лжи», что чаще всего применяется в том случае, если подозреваемый – один из руководителей компании. В качестве примера можно привести историю, произошедшую в 2010 г. Тогда в ООО «Объединение частных детективов «АББ» города Новосибирска обратился директор фирмы «К», которая занималась оптовыми продажами металла. Аудиторская проверка вскрыла недостачу на складе на сумму свыше 10 млн руб. Руководитель предприятия «К» подозревал трех человек. Однако каких-либо доказательств у него не было. Детективы агентства в течение двух недель вели наблюдение за складом, фиксировали движение транспорта. Одновременно один из них, изучив персонал склада, установил доверительные отношения с одним из сотрудников и узнал от него о группе из двух лиц, которая совершала подлог документов и в ночное время вывозила металл с территории склада. Опытный детектив провел переговоры, и, хотя признательных документов ему получить не удалось, он все-таки привел подозреваемых в некоторое смятение. Было решено проверить этих лиц на «полиграфе», который и подтвердил их причастность к хищению. После беседы с подозреваемыми, построенной на убедительных доказательствах их преступной деятельности, они сознались в совершении кражи. Стремясь уйти от уголовной ответственности, виновные возместили ущерб, после чего были уволены из компании.






Все статьи

Журнал

В следующем номере

  • Большая политика и лидерство в компании
  • Мошенничество при инвестициях
  • Риски при выборе поставщиков логистических услуг
  • Читать полностью

Контакты

Прямая линия рекламной службы:
+7 (499) 267-40-10, доб. 206
e-mail: reklama@s-director.ru

Отдел подписки:
+7 (499) 267-40-10
e-mail: podpiska@s-director.ru

Редакция: +7 (499) 267-40-10
e-mail: info@s-director.ru

Недостаточно средств

Пополнить счет

Если Вы является подписчиком годовой электронной копии журнала, то Вам не нужно покупать статьи в журналах подписного периода.
Доступ к ним осуществляется в Личном кабинете в разделе «Электронные копии статей».
Логин или E-mail
Пароль (Забыли пароль?)
Запомнить
Если Вы ещё не зарегистрированы в системе, Вам необходимо зарегистрироваться
Введите e-Mail:
Выкладка журнала "Директор по безопасности"
Fri, 04 Oct 2024 21:36:49