27 мая 2013 В 1998 году в Минске и окрестностях произошла серия вооруженных ограблений дальнобойщиков. Преступники орудовали на МКАД и трассах вблизи столицы, действовали нагло, зачастую средь бела дня. Задержать их удалось лишь через год Потерпевшие Василий на своей фуре возвращался в Украину. В боковое зеркало дальнобойщик увидел: за ним по пятам следует старенький «Опель». Ерунда, мало ли кто сел на хвост. Но, съехав с Минской кольцевой, вынужден был резко затормозить: иномарка перегородила ему путь. Из нее вышел рослый крепыш, неспешно подошел к пассажирской двери кабины большегруза, запрыгнул на подножку и небрежно постучал костяшками пальцев по стеклу: поговорить надо, братан. Позже Василий еще долго корил себя за беспечность, за то, что не заблокировал заранее дверцу. Оказавшись в кабине, здоровяк без лишних слов приставил к его колену ствол пистолета: гони бабки или… Перепуганный водитель отдал всю наличность. Грабитель небрежно сунул деньги в карман и, прошипев: «Только пикни!», удалился. На большой скорости «Опель» скрылся за горизонтом. Придя в себя, Василий развернул фуру и поехал к ближайшему посту ГАИ, где рассказал милиционерам о случившемся. Помимо примет преступника сообщил он и госномер «Опеля». Тут же был объявлен план «Перехват», однако грабителям удалось скрыться. Вскоре похожая история приключилась с дальнобойщиком из Молдовы. С той лишь разницей, что ограбили его в номере придорожного отеля. В дверь постучали, он отворил. В комнату ввалились двое. Один запер дверь, второй достал из кармана «ТТ». — Все потерпевшие были из ближнего зарубежья — Молдовы, России, Украины, — вспоминает Владимир Кухарчик, в 1998-м — старший оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома. — Ограбленные дальнобойщики утверждали: один из нападавших — ростом под 2 метра, спортивного телосложения и вооружен пистолетом «ТТ». Некоторые потерпевшие, которых обчистили прямо на трассе, запомнили госномер машины преступников. Однако совпадали только марка и модель автомобиля, а номерные знаки были каждый раз разные. В советские времена дальнобойщики делились на две группы — на тех, кто возил грузы внутри страны и на «софиков». Это вошедшее в обиход жаргонное словечко — производное от «Совтрансавто». Существовало в СССР такое единственное в своем роде транспортное предприятие, в чьем ведении были все автомобильные перевозки за рубеж. Устроиться туда на работу было подчас труднее, чем пройти отбор в отряд космонавтов. И здоровье, возраст — отнюдь не главные критерии. В первую очередь под микроскопом рассматривали анкету соискателя. Она должна была быть безупречной: ни судимостей, ни нарушений ПДД, ни родственников за границей, ни дедушек-бабушек, бывших во время войны на оккупированной территории. Желательно членство в КПСС. Словом, погнать фуру за железный занавес мог только тщательно проверенный, очень лояльный гражданин страны Советов. А стремились на такую работу многие. Еще бы: вояжи в страны товарного изобилия, оплата командировочных в валюте. «Софики» — элита рабочего класса. Они даже внешне отличались от своих коллег по шоферскому цеху. Многие садились за руль в костюме, белоснежной рубашке с галстуком. Но времена изменились. В лихие 1990-е профессия водителя международных перевозок — в просторечии дальнобойщика — превратилась из очень престижной в весьма опасное занятие. Разгул бандитизма, рэкет не могли не затронуть столь прибыльное дело. Водитель большегруза на дороге — лакомый кусок для лихих ребятишек. Ведь он, пусть и с напарником, почти беззащитен. Вооружиться ему нельзя, а с монтировкой в руках против бандитских стволов не попрешь. Нанять охрану? Далеко не каждая транспортная фирма готова была нести такие расходы. Многие дороги некогда единой страны, особенно в российской глубинке, обрели дурную славу. На автотрассах злодействовали как организованные группировки, которые, что называется, держали трассу, так и случайные бандиты, нередко наркоманы, срочно нуждавшиеся в средствах на дозу. В помощь разбойникам на дорогах были большие расстояния и слабость дорожной милиции. Но в Беларуси все было относительно спокойно. Серьезных масштабов преступность на автострадах не получила. Подозреваемые Разбойные нападения следовали одно за другим. 12 эпизодов за год! А преступники оставались неуловимы. Высшее милицейское руководство било кулаком по столу, требуя немедленно отыскать злодеев. Были задействованы лучшие сыщики, которых на время даже освободили от других дел. Работали, как говорится, не покладая рук. Ход расследования контролировали в министерстве. Но выйти на след дерзких бандитов не удавалось. А в сводках происшествий с удручающей регулярностью появлялись сообщения об аналогичных преступлениях — из Октябрьского, Заводского, Московского районов столицы, из пригорода… — Однажды мы получили информацию, что похожий «Опель» попал в ДТП, а материалы находятся в городской ГАИ, — продолжает Владимир Владимирович. — Обратили внимание на биографию автовладельца — Олега Антипова*. Ранее она уже была подпорчена судимостями за кражи. Сыщики оперативно отработали его ближайшее окружение — родственников, друзей. Их заинтересовал близкий товарищ Олега — одессит Анатолий Климов, в прошлом прапорщик Советской армии. Он переехал в Минск после масштабных сокращений в Вооруженных Силах. В личном деле бывшего военнослужащего значилось: рост — метр девяносто пять. Опера, что называется, взяли след. Однако предъявить подозреваемым, по сути, нечего: чтобы доказать серию нападений на дальнобойщиков, нужно было брать их с поличным. Да и потерпевшие разъехались по городам и весям бывшего СССР. Владимир Кухарчик. Подполковник в отставке. Начинал службу в патрульно-постовой службе, затем перевелся в угро Московского РОВД. Много лет проработал старшим оперуполномоченным по особо важным делам управления уголовного розыска ГУВД Мингорисполкома. Задержание Было решено не ждать очередного нападения, а задерживать преступный дуэт как можно скорее и, что немаловажно, одновременно. Следователю из ГАИ, занимавшемуся ДТП с участием «Опеля», поручили вызвать Антипова к 18.00. В назначенное время тот уже топтался у кабинета. Когда вошел, ожидавшие там оперативники защелкнули на его руках наручники. — В это же время задерживали второго подозреваемого, — говорит Владимир Кухарчик. — Он с супругой проживал в Уручье. Зная, что Климов вооружен, решили пойти на хитрость. Ему позвонил сторож автостоянки и попросил срочно прийти: мол, его «Мерседес» задела проезжавшая мимо машина. Тот прибежал разбираться уже через несколько минут. Задерживали Климова бойцы спецподразделения «Алмаз». Все произошло настолько быстро, что тот не успел даже опомниться. А через несколько минут под сиденьем климовского «мерса» сыщики нашли аккуратно завернутый в тряпочку, хорошо смазанный «ТТ» с полной обоймой. Когда грабителя привезли в райотдел и он прочитал на входе надпись «Милиция», с облегчением выдохнул: «О! А я-то думал, вы бандиты». Видимо, сам боялся стать жертвой себе подобного. И неслучайно. Когда правоохранители приехали с обыском в его апартаменты, были слегка шокированы богатым по тем временам убранством. Объединенные в одну две квартиры, хороший ремонт, дорогостоящая бытовая техника, красивая посуда, в шкафах одежда из дорогих бутиков, с лейблами известных кутюрье. Признание Оба задержанных молчали. На все вопросы — «не мы, и точка». Как говорят сыщики, ушли в глухую несознанку. Опера и здесь пошли на хитрость: поинтересовались у хорошо знавшего воровские законы Антипова, сколько они подняли с последнего грабежа. Тот промолчал. — А друган твой, Климов, говорит, вы у дальнобоя 5 тонн баксов взяли. — Чего? Он же мне сказал, что всего-то было 5 сотен. Мы же с ним пополам работали. Вот крыса! Пиши, начальник… И Антипов рассказал все. Познакомились они случайно. В баре за кружкой пива. Оба нигде не работали, а красиво жить хотелось. Захмелев, новый знакомый похвастался, что у него есть «ТТ». Где и как он им разжился, промолчал. Но нетрудно было предположить: из армии он уволился в уже ставшей «незалэжной» Украине, в период, когда в тамошнем войске царила полная неразбериха и процветало банальное воровство. В баре и родился план нападений на дальнобойщиков. Действовали по хорошо продуманному сценарию: на кольцевой, неподалеку от постов ГАИ, высматривали будущую жертву. Их интересовали только фуры с иностранными номерами. Далее они либо подрезали большегруз и грабили водителя прямо на трассе, либо отслеживали, в какой гостинице он остановится, и вели его до номера. Дальше — рутина следствия. Анатолий также дал признательные показания. А вскоре обоих налетчиков уверенно опознали потерпевшие. Но из 12 эпизодов сыщикам удалось доказать 10. Возможно, так получилось потому, что не все потерпевшие смогли приехать в Минск. Наказание — Через два года я приехал в командировку в исправительную колонию № 5, что в Ивацевичах, — вспоминает подполковник Кухарчик. — Там случайно встретился с Антиповым. Тот, естественно, узнал меня. Он получил 9 лет, а его подельник, одессит Толик, отделался лишь полутора годами принудительного лечения в психиатрической клинике и даже в базе данных как судимый не значился. Видимо, сокамерники в СИЗО научили, как можно откосить от реального наказания. А через несколько лет неподалеку от Минска снова ограбили водителя-дальнобойщика. И знакомый сценарий: легковушка подрезает и тормозит фуру, бандит запрыгивает в кабину, ствол к коленке, и забирает наличность. Узнав об этом, Владимир Кухарчик посоветовал коллегам отыскать в архиве фото Климова и показать потерпевшему. Интуиция опытного сыщика не подвела. Анатолия задержали на съемной даче. Правда, ствол у него уже был другой, газовый. *Имена и фамилии главных героев изменены. |
Взыскание долгов с нерадивых должников Взыскание долга в судебном порядке само по себе права кредитора в имущественной сфере не восста навл... | ![]() Одним из условий успешной деятельности компании является высокий профессиональный уровень ее п... |
Взаимодействие охранных подразделений В настоящей статье хотелось бы обратить внимание на немаловажный признак качественной охраны –... | ![]() ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ЭКСКУРС Для начала, конечно же, неплохо ознако- миться, каким законодатель... |
©2008-2025 Журнал «Директор по безопасности»
Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал.
Проекты ИД «Отраслевые ведомости»: