18 августа 2014
Минэкономразвития будет проверять все важные для бизнеса законы после вступления их в силу. Жаловаться на чиновничьи акты, создающие барьеры для работы, смогут и сами предприниматели. Это обяжет правительство проводить оценку их воздействия на бизнес. В соответствии с разработанным Минэкономразвития проектом правительство будет проводить так называемую оценку фактического воздействия действующих законов и подзаконных актов в сфере предпринимательской деятельности. Будет проверяться, насколько заявленные при написании акта цели были реализованы после его вступления в силу, и не возникло ли побочных эффектов, которые негативно сказались на бизнесе. Эту процедуру Минэкономразвития будет проводить автоматически через три года после принятия документов. Ее можно будет ускорить, если власти или бизнес обнаружат, что закон мешает работе предпринимателей (если есть «данные об очевидно негативных последствиях принятия» акта). Рассмотрение жалобы не будет означать обязательной корректировки акта, но обяжет власти провести его публичное обсуждение, а затем отчитаться об итогах на официальном сайте. Власти должны будут аргументировать, почему те или иные предложения, выдвинутые в ходе обсуждения, не будут приняты при доработке акта. Бизнес-организации и сами предприниматели смогут обратиться за оценкой закона к президенту, в аппарат правительства, в ведомство, которое его разработало или отвечает за работу в отрасли, а также в Минэкономразвития. «Предполагается, что любые аргументированные претензии бизнеса по поводу негативных последствий регулирования будут анализироваться Минэкономразвития и выноситься на обсуждение со всеми участниками процесса. Предложения по отмене обременяющих требований будут приниматься на правительственной комиссии», — отмечает представитель Минэкономразвития. По ее итогам правительство может поручить разработчикам доработать или отменить закон. В предварительной версии проекта постановления речь шла только о проверке актов с высокой и средней степенью воздействия, которые ранее прошли оценку регулирующего воздействия. Обычно под этим подразумевают законопроекты и постановления правительства, которые вводят новые способы регулирования — например, новые формы отчетности, а также такие важные для бизнеса документы, как санитарные требования и нормы Роспотребнадзора, поясняет Олег Шестоперов из НИСИПП. Минэкономразвития доработало документ с учетом пожеланий бизнеса, и теперь под эту норму будут подпадать все депутатские законы и все законы, принятые до 2010 года, когда ОРВ еще не было, знает он. В усеченном виде похожий механизм уже действует. С 2011 года Минэкономразвития проводит экспертизу ведомственных актов на предмет излишних ограничений для бизнеса (около 25–30 актов в год), но она не затрагивает законопроекты, указы президента и постановления правительства. |