Заказать счет на подписку у менеджера
Мобильные приложения журнала "Директор по безопасности"
Поделитесь с друзьями:

"Чужие среди своих"

Вернуться к содержанию выпуска

Знаменитая французская пословица гласит: «Предают свои». Известный социотехник, один из авторов книги «Технология группы» Владимир Ланцберг сказал о том же более тонко: «Как из лучшего друга сделать компетентнейшего врага? Говорят, это адски просто: был бы друг – вся собака в нем…» Применительно к вопросам безопасности бизнеса оба эти утверждения означают: на предприятиях, где основная часть руководства и персонала связана прочными дружескими отношениями, список рисков значительно шире. Но эти риски можно и нужно контролировать, чтобы минимизировать потери или вообще избежать их. 

Энтузиасты-анархисты

Множество хрестоматийных примеров свидетельствует: дружеская компания – одна из самых традиционных основ для бизнеса. Взять хотя бы корпорацию Apple или IBM – таких историй о трех-пяти приятелях, начинавших свое дело в папином гараже, а в итоге превратившихся в глав международных корпораций, пруд пруди.

Однако слепо копировать западный опыт в России, как известно, не стоит. Ведь для американца или европейца даже дружеская компания – еще не повод забывать об иерархии бизнес-отношений и распределении функций и полномочий. В нашей же стране, как правило, все происходит с точностью до наоборот.

По словам Владимира Спиридонова, доктора психологических наук, сертифицированного консультанта Национального института сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ), «все прекрасно понимают, что у дружеской компании есть огромное количество дополнительных возможностей: мы друг другу меньше врем, мы можем доверять друг другу в сложных ситуациях и так далее. Но за это приходится платить довольно большую цену. Самое сложное – это управлять своими».

Но понимание того, насколько это сложно, приходит далеко не сразу – если вообще приходит. Как утверждает Павел Буков, управляющий партнер консалтинговой компании RQlab, «в развитии предприятия есть такая стадия – анархического бизнеса, или бизнеса энтузиастов. Собирается компания, связанная чем-либо – например, студенческая группа или дворовая компания, членами которой движет идея, – говорит Буков. – У этих людей нет четких полномочий, они сначала работают вообще бесплатно или за очень маленькие деньги. А вот до следующей стадии многие компании просто не доживают».

Не доживают не в последнюю очередь потому, что быть друзьями и вести совместный бизнес – совсем разные вещи. «Если бизнес развивается успешно, то со временем в эту дружескую компанию начинает просачиваться иерархия, – комментирует Павел Буков. – И тут начинается новый этап, который называется «гибелью энтузиастов»: когда мелкий бизнес начинает становиться средним, появляется технологизация, и те энтузиасты-анархисты, которые готовы были браться за любое дело, не имея ни четких ролей, ни специального образования, чаще всего уходят». А каждый такой уход, по словам Владимира Спиридонова, переживается с трудом и сопровождается, как правило, крупными конфликтами: «С одной стороны, противоречия между «своими» воспринимаются как предательство. С другой – в дружеской компании не принято выяснять отношения так, как в бизнес-культуре, не принято жестко делить функции и полномочия и жестко применять санкции за то, что ты сделал или не сделал. Такой клубок проблем оказывается трудно разрешимым и часто приводит к эскалации конфликта, причем возгонка происходит из-за самых пустых вещей».

Спасибо за проявленный интерес к нашему журналу!

Для получения доступа к статьям Вам необходимо зарегистрироваться у нас на сайте или .

После регистрации на сайте Вам в Личном кабинете будет предоставлен бесплатный доступ к скачиванию любых 5 статей (на выбор). Срок действия доступа — 30 дней с момента скачивания первой статьи.

Статьи приобретаются навсегда и будут доступны в Вашем Личном кабинете.

В дальнейшем Вы можете приобретать доступ к другим статьям оформляя счет-оферты в Личном кабинете.
С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала



Для того, чтобы добавить статью,
вам необходимо или зарегистрироваться


Все статьи

Журнал

В следующем номере

  • Имидж Службы безопасности в компании. Его влияние на эффективность защиты бизнеса
  • Управление доступом к проектам
  • Читать полностью

Контакты

Прямая линия рекламной службы:
+7 (499) 267-40-10, доб. 206
e-mail: reklama@s-director.ru

Отдел подписки:
+7 (499) 267-40-10
e-mail: podpiska@s-director.ru

Редакция: +7 (499) 267-40-10
e-mail: info@s-director.ru

Поделитесь с друзьями:

Недостаточно средств

Пополнить счет

Если Вы является подписчиком годовой электронной копии журнала, то Вам не нужно покупать статьи в журналах подписного периода.
Доступ к ним осуществляется в Личном кабинете в разделе «Электронные копии статей».
Логин или E-mail
Пароль (Забыли пароль?)
Запомнить
Если Вы ещё не зарегистрированы в системе, Вам необходимо зарегистрироваться
Введите e-Mail:
Sat, 14 Dec 2019 16:33:00


Журнал для генеральных директоров и собственников бизнеса