Заказать счет на подписку у менеджера
Мобильные приложения журнала "Директор по безопасности"
Поделитесь с друзьями:

"«Вместо фуры танк с крупнокалиберной пушкой»"

Вернуться к содержанию выпуска

В интервью журналу «Директор по безопасности» Вадим Комаров, генеральный директор ООО «Технологии безопасности бизнеса» дает рекомендации, как правильно организовать процесс грузоперевозок. 

– Вадим Николаевич, как правильно упаковать груз, чтобы снять с компании-перевозчика ответственность в случае возникновения претензий со стороны клиента в дальнейшем? Насколько широко сейчас на российских предприятиях внедрена практика упаковки груза под видеонаблюдением, опечатывание коробок спецскотчем? 

– Во-первых, отмечу, что поручение доставить груз по аутсорсингу в современных условиях ведения бизнеса выглядит намного целесообразней, чем, например, создание собственной транспортно-логистической компании. Ясно, что в таком случае, как и при использовании любого аутсорсинга, между двумя юридическими лицами могут возникнуть определенные «трения».

Из первого вытекает второе: «правильная» или «неправильная» упаковка груза при его транспортировке обсуждается сторонами при заключении контракта на предоставление этого вида услуг. Естественно, очень важно, насколько правильно (с какими организационными и юридическими нюансами) такой договор заключается. Если речь идет о подписании контракта любой ценой при полном согласии компании-исполнителя с нежеланием клиента хорошо защитить свой груз, но при этом получить как можно большую величину компенсации за его утерю или недопоставку, то надо быть готовым к тому, что претензии обязательно возникнут.

Однако следует учесть, что, если аутсорсер намеревается работать продолжительное время на рынке услуг перевозки, он должен предоставлять заказчику полный спектр применяемых им технологий по упаковке груза. Из предоставленного «меню» заказчик при непосредственном участии специалистов исполнителя выбирает наиболее приемлемый для него вариант (как по цене, так и по содержанию и качеству) упаковки.

Связующее звено между всеми участниками процесса – грузовладельцем и грузополучателем, а также перевозчиком – это правильно заключенный договор, в котором прописывается, что аутсорсер обеспечивает сохранность груза заказчика, при согласии последнего использовать именно тот упаковочный материал, который заказчик считает достаточным для его сохранности в пути следования.

Что же касается технологии организации работы непосредственно в самой транспортно-логистической компании, то ее целью с позиции безопасности и юриспруденции является сохранение упакованного товара других юридических лиц. В рассматриваемом случае, как бы мы ни сохраняли груз дополнительными датчиками, лентами, скотчами, если недостаточно защищен технологический процесс, то будут потери и здесь. Что самое печальное – третье юридическое лицо (например, железнодорожники) вообще будет ни при чем, так как зачастую по условиям договора уже с логистической компанией они заявят, что «отвечают только за пломбы, а пломбы целы» или «только за вес, а вес – в норме».

Из всего сказанного выше вытекает основное условие – необходимо создание концепции обеспечения безопасности и сохранности груза на всех этапах логистики в транспортно-логистической компании. Такая концепция разрабатывается с применением различных методик (специальная упаковка, видеонаблюдение, опечатывание и т.д.), но в системе и в комплексе необходимых и достаточных мероприятий для достижения основной цели: качественное обслуживание клиентов и сохранность грузов на любой из стадий их перемещения и учета. 

– Почему аутсорсинг в бизнесе грузоперевозок приобретает все большую популярность? Как минимизировать риски, возникающие при аутсорсинге? 

– Исходя из практики, в том числе европейского опыта, аутсорсинг при развитии любого рынка начинает со временем занимать все большую долю. Не думаю, что это только дань моде. Здесь, конечно, действует рыночный механизм, главные принципы которого: качество – стоимость – безопасность. Хотя, если предприниматель, занимаясь, например, торгово-производственной деятельностью, захочет занять определенную нишу и на транспортно-логистическом рынке, то создание собственной компании выглядит логичным, но при условии (и только при нем) выхода на внешний рынок по оказанию таких услуг. «Внутрихолдинговый аутсорсинг», так полюбившийся некоторым предпринимателям, ведет к дополнительным затратам (как организационным и транспортным, так и финансовым и налоговым), что со временем, как снежный ком, выльется в увеличение себестоимости перевозок сначала в арифметической, а затем и в геометрической прогрессии.

В настоящее время российское законодательство позволяет устранить риски потерь груза при его доставке из точки А в точку Б путем заключения правильных (с юридической и организационной точки зрения) договоров с аутсорсерами. Кроме того, динамично развивается такое направление страховых компаний, как страхование груза в пути.

Я уже упоминал о необходимости разработки концепции безопасности и сохранности груза в логистических компаниях. Уверен, что дополнительным шагом в этом направлении стала бы политика обеспечения безопасности и сохранности продукции и в компаниях, которые пользуются услугами аутсорсеров (вплоть до сопровождения наиболее ценной продукции специализированными охранно-детективными компаниями).

При разработке политики и концепции безопасности и сохранности груза следует учитывать множество факторов. Эти документы должны отвечать на многие вопросы, волнующие любого собственника при выпуске товарно-материальных ценностей (ТМЦ) во внешнюю среду с обязательствами доставить их в целости и сохранности своему контрагенту. 

– Как правильно выбрать маршрут? 

– В концепции безопасности для маршрута движения, как правило, учитываются следующие ключевые составляющие:

1. Маршрут для водителя (экспедитора) не должен быть новым;

2. Маршрут должен пролегать по возможности через большее количество «точек связи»;

3. Водитель (экспедитор) обязан быть оснащен средствами оперативной связи;

4. Разработка маршрута должна учитывать время нахождения в пути и возможные «точки привала», а также их оснащенность (освещение, наличие ОВД в непосредственной близости, наличие точек питания, криминогенная обстановка);

5. Криминогенная обстановка по самому маршруту (иногда ведущая к его удлинению). 

– Когда возникает необходимость в сопровождении водителя охранником? 

– Принимать решение относительно того, сопровождать или нет груз, используя физическую охрану, следует исходя из ценности груза, а также с учетом факторов по маршруту, обозначенных выше. Разрабатывая концепцию защиты ТМЦ в пути, в целях оперативного принятия решения относительно пути следования или необходимости обеспечения маршрута «физикой», кроме стоимости ТМЦ и уже рассмотренных условий, может возникнуть необходимость дополнительных составляющих в целях проведения досконального анализа ситуации и принятия обоснованного решения.

В лучшем случае концепция будет включать хотя бы две основные «матрицы», а именно:

1. Матрица угроз по маршруту следования ТМЦ;

2. Матрица принятия решения, исходя из угроз.

Каждой составляющей присваивается свой коэффициент, что позволяет в целом при сопоставлении получившихся величин с довольно точной долей вероятности предугадывать существующие угрозы грузу и быстро, а главное, правильно принимать решение по его «оснащению» дополнительной защитой. 

– Как снизить возможность хищения груза в пути криминальными структурами? Будет ли, на ваш взгляд, усугубляться криминогенная обстановка на дорогах вследствие кризиса? 

– К сожалению, практически всеми экспертами по безопасности (государственными и негосударственными) на этот счет дается практически один и тот же ответ: «Да, безусловно, будет изменяться, и в худшую сторону». Кризис всегда приводит к ухудшению криминальной ситуации как в отдельно взятом регионе, так и в государстве в целом. Учитывая, что маршруты перемещения грузов проходят по реальным территориям и в реальных условиях экономики, ожидать чуда, думаю, не следует. Причем активизируются не только внешние криминальные структуры, но и недобропорядочные работники внутри самих компаний. Ясно, что при «организации сотрудничества» этих двух негативных составляющих криминального мира эффект от их деятельности усиливается многократно.

На мой взгляд целесообразно осуществлять следующее:

1. Усилить требования (увеличить коэффициенты матриц) по защите груза в имеющейся концепции безопасности перевозки ТМЦ или разработать новую, опирающуюся на реальное состояние дел в компании.

2. Поддерживать более тесные контакты с правоохранительными органами, особенно на основных маршрутах движения транспорта.

3. Усилить (а не уменьшить вследствие кризиса, что сейчас довольно распространено) мероприятия, касающиеся кадровой безопасности компаний, а также действий СБ в направлении экономической разведки и контрразведки. 

– На ваш взгляд, насколько эффективны имеющиеся сейчас на рынке средства обеспечения безопасности мобильных объектов – навигационное оборудование, передающее в диспетчерский центр данные о местонахождении машины и показания «умных» датчиков, камеры видеонаблюдения? Оправдываются ли затраты на приобретение таких систем?  

– Чтобы определить эффективность той или иной системы, связанных с перевозками, всегда есть два варианта выбора. Первый из них (к сожалению, широко применяемый в российском бизнесе) – это «метод проб и ошибок», когда с течением времени становится ясно, какие средства для данной компании, данных ТМЦ, данных транспортных средств являются наиболее эффективными, экономически обоснованными и целесообразными. Второй вариант – это разработать многофакторную концепцию безопасности и сохранности ТМЦ в пути следования. Исходя из практики (в том числе мировой), аутсорсинг безопасности (например, по разработке концепции) менее затратен, так как позволяет довольно быстро выявить необходимые организационные мероприятия, силы и средства для защиты ТМЦ при их перемещении. Причем с обязательной «увязкой» этих средств к конкретным условиям и специфике деятельности того или иного предприятия, к его технологическому процессу, к его маршрутам и используемой технике.

Понятно, что универсальных средств, приемлемых или обязательных для всех, не существует, как не существует и единой концепции безопасности, которая может быть перенесена и наложена на любую компанию. В каждом конкретном случае для каждой компании концепция ее защиты и использования различных сил и средств будет уникальна. На вопрос, оправданны или не оправданны затраты, как раз и ответит «Концептуальная модель безопасности». 

– Не могли бы вы описать наиболее защищенную машину, перевозящую ценный груз – скажем, дорогостоящие лекарства или оргтехнику? Какие датчики следовало бы установить на тягач, на контейнер? Насколько перспективно, на ваш взгляд, внедрение на транспорте биометрических датчиков? Следует ли в целях рекламы снабжать фуры яркими товарными знаками, которые позволяют злоумышленникам легко предположить, что перевозится, или же в интересах безопасности лучше не выделять свой транспорт?  

– Для того чтобы правильно ответить по каждому из этих вопросов, мне необходимо как минимум задать вам не менее 60-80 встречных вопросов или попросить вас заполнить специальный лист-опросник. После этого можно будет сказать, что экономически обоснованно и оправданно для рассматриваемой компании и перевозимых ею грузов.

В целом, учитывая, что безопасность в абсолютном выражении – это отсутствие рисков и угроз, на вашу просьбу описать наиболее защищенную машину, перевозящую ценный груз, я мог бы ответить следующее. Наиболее защищенной машиной для любой компании и для любого груза (если рассматривать это с позиции безопасности) является танк с крупнокалиберной пушкой, вот только экономический эффект от использования таких машин выглядит весьма сомнительным. 

– Как юридически грамотно оформить документы по транспортировке? Как правильно передать груз клиенту?  

– Особенности передачи груза клиентам прописываются в договорных отношениях. Как правило, в виде приложений к договору между сторонами. Несостыковки и претензии возникают при этом в двух случаях:

Неправильно составлен договор (и/или соответствующее приложение) – вопрос к организации договорной работы на предприятии (с привлечением специалистов различных видов деятельности к его проверке и корректировке);

Недостаточно организован контроль за исполнением работ сотрудниками предприятия уже на «физическом уровне» – вопрос к наличию в компании концепции безопасности  и ее эффективности.

Документы непосредственно по транспортировке (не хочу быть оригинальным) оформляются в соответствии с нормативными и законодательными актами РФ, степень ответственности водителей, экспедиторов, грузчиков регулируется трудовыми договорами и специальными приложениями к ним в виде дополнительных документов, включая (при необходимости) и договор о коллективной и индивидуальной материальной ответственности различных групп сотрудников предприятия.

Спасибо за проявленный интерес к нашему журналу!

Для получения доступа к статьям Вам необходимо зарегистрироваться у нас на сайте или .

После регистрации на сайте Вам в Личном кабинете будет предоставлен бесплатный доступ к скачиванию любых 5 статей (на выбор). Срок действия доступа — 30 дней с момента скачивания первой статьи.

Статьи приобретаются навсегда и будут доступны в Вашем Личном кабинете.

В дальнейшем Вы можете приобретать доступ к другим статьям оформляя счет-оферты в Личном кабинете.
С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала



Для того, чтобы добавить статью,
вам необходимо или зарегистрироваться


Все статьи

Журнал

В следующем номере

  • Имидж Службы безопасности в компании. Его влияние на эффективность защиты бизнеса
  • Управление доступом к проектам
  • Читать полностью

Контакты

Прямая линия рекламной службы:
+7 (499) 267-40-10, доб. 206
e-mail: reklama@s-director.ru

Отдел подписки:
+7 (499) 267-40-10
e-mail: podpiska@s-director.ru

Редакция: +7 (499) 267-40-10
e-mail: info@s-director.ru

Поделитесь с друзьями:

Недостаточно средств

Пополнить счет

Если Вы является подписчиком годовой электронной копии журнала, то Вам не нужно покупать статьи в журналах подписного периода.
Доступ к ним осуществляется в Личном кабинете в разделе «Электронные копии статей».
Логин или E-mail
Пароль (Забыли пароль?)
Запомнить
Если Вы ещё не зарегистрированы в системе, Вам необходимо зарегистрироваться
Введите e-Mail:
Fri, 06 Dec 2019 13:27:51


Журнал для генеральных директоров и собственников бизнеса