В настоящей статье рассматривается вопрос мотивации сотрудников службы безопасности (СБ), в частности подразделения службы безопасности гипермаркета, как инструмент повышения эффективности их работы. Хочу сразу оговориться, что под термином «сотрудник службы безопасности» в контексте настоящей статьи понимаются штатные сотрудники гипермаркета, которые по должности в различных сетях имеют названия: «администратор торгового зала», «контролер» и тому подобное. В данном случае в этот термин я вкладываю не правовой, а фактический смысл. Все понимают, что с юридической точки зрения «сотрудниками службы безопасности», «сотрудниками охраны» в силу требований ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности» могут именоваться лишь сотрудники ЧОП. Однако, принимая во внимание специфику функциональных обязанностей, которые выполняют в гипермаркетах как сотрудники ЧОП, так и штатные сотрудники магазина (как бы их не именовали), видится целесообразным толковать термин «сотрудник СБ» более широко. Вопрос мотивации сотрудников службы безопасности, как, в общем-то, и любых иных категорий работников, может рассматриваться в различных аспектах, которые в конечном итоге сводятся к двум основным видам мотивации – материальной и нематериальной. В настоящем материале мы опустим вопросы мотивации нематериальной, поскольку на эту тему вполне достаточно профессиональной практической информации (хотя, предполагаю, что и по этому вопросу был бы интересен обобщенный практический опыт, наработанный в различных сетях). Что же касается материальной мотивации сотрудников службы безопасности, специфика ее определяется характером основной деятельности службы и задачами, связанными с предупреждением, пресечением и возмещением материального ущерба торгового предприятия. Из личной наработанной практики, я бы позволил себе выделить два основных вида материальной мотивации сотрудников СБ: – материальная мотивация в рамках начисления ежемесячного денежного содержания сотрудника службы безопасности (попросту, – заработная плата); – материальная мотивация сотрудников службы безопасности в виде дополнительного денежного поощрения за конкретные результаты работы по предупреждению, пресечению и возмещению материального ущерба.
Материальная мотивация в рамках ежемесячного денежного содержания Говоря о данном виде мотивации, следует помнить, что работу подразделений службы безопасности гипермаркета далеко не всегда можно адекватно оценить в количественном выражении, поскольку значительную ее часть занимает профилактическая составляющая, которую невозможно просчитать в количестве предотвращенных хищений или в денежном эквиваленте предотвращенному ущербу. Можно только предполагать (и такие опыты в мировой практике проводились), насколько могут вырасти потери торгового предприятия в случае полного отказа от услуг подразделений охраны. В отношении сотрудников службы безопасности (повторюсь, если, конечно, иметь в виду штатных сотрудников гипермаркета) применяются различные системы оплаты труда, наиболее распространенной из которых является окладно-премиальная, или окладно-бонусная, система. Ее постоянная часть – окладная зачастую меньше части премиальной (переменной). Именно разными подходами к начислению премиальной части денежного содержания сотрудников СБ и отличается данный вид материальной мотивации. Считаю справедливым предположить, что наиболее целесообразно при определении размера начисления премиальной части учитывать следующие объективные обстоятельства, касающиеся работы конкретного сотрудника службы безопасности в отчетном периоде: личную дисциплинированность и исполнительность, т. е. соблюдение им правил внутреннего трудового распорядка, а также правил режима внутри объекта, своевременность исполнения распоряжений руководства, отсутствие у него опозданий, нарушений стандартов форменной одежды и т. д.; качество обслуживания покупателей, когда отсутствуют замечания в период несения дежурства на постах, соблюдаются правила обращения с покупателями, нет конфликтных ситуаций, отраженных в книге жалоб и предложений и т. п.; показатель потерь гипермаркета по результатам текущих инвентаризаций; выполнение плана продаж гипермаркета (имеет место практика применения и этого показателя в отношении сотрудников СБ, хотя я считаю этот вопрос спорным); выполнение индивидуальной нормы по количеству выявленных фактов причинения ущерба. При этом в данном случае речь может идти именно о количестве выявленных фактов, а не о сумме предотвращенного ущерба. Заранее предполагаю, что у многих именно этот показатель может вызвать неприятие и непонимание, поэтому сразу хочу оговориться, что вопрос планирования работы подразделений охраны является отдельной темой и сейчас не хотелось бы на нем подробно останавливаться. |