Заказать счет на подписку у менеджера
24-я Международная выставка технических средств охраны и оборудования для обеспечения безопасности и противопожарной защиты
Поделитесь с друзьями:

"Аналитика безопасности"

С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала

МИХАИЛ ВЛАСЕНКО, НИКОЛАЙ УНИЖАЕВ


 

бъективная ограниченность 
сил и средств, выделяемых 
из бюджета хозяйствующего 
субъекта (ХС) на решение задач его 
экономической безопасности, вынуж-
дает сосредоточить основное внимание 
служб безопасности на плоскости реа-
лизации профилактических мер пре-
дотвращения негативных последствий.
Целью информационно-аналити-
ческого обеспечения является свое-
временное предоставление руковод-
ству ХС исчерпывающей и достовер-
ной информации о внешних и вну-
тренних угрозах деятельности своего 
предприятия для принятия обоснован-

Объективная ограниченность сил и средств, выделяемых из бюджета хозяйствующего субъекта (ХС) на решение задач его экономической безопасности, вынуждает сосредоточить основное внимание служб безопасности на плоскости реализации профилактических мер предотвращения негативных последствий.

Целью информационно-аналитического обеспечения является своевременное предоставление руководству ХС исчерпывающей и достоверной информации о внешних и внутренних угрозах деятельности своего предприятия для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на достижение и поддержание конкурентных преимуществ в процессе функционирования последнего (информационная поддержка принимаемых решений).

Практический опыт позволил определить основные задачи информационно-аналитического обеспечения: сбор, обработка, анализ, прогнозирование и выдача информации о рынках; изучение конкурентов, их устремлений и методов конкурентной борьбы; изучение криминогенной обстановки в регионе, городе, районе; изучение партнеров, клиентов, их платежеспособности и кредитоспособности; выявление намерений криминальных структур в отношении хозяйствующего субъекта;

выявление степени осведомленности конкурентов о хозяйствующем субъекте с учетом имеющихся каналов утечки информации; постоянный мониторинг всех подсистем и звеньев хозяйствующего субъекта по вопросам обеспечения безопасности; аудит безопасности хозяйствующего субъекта; выдача руководству рекомендаций на основе анализа обстановки и прогнозирования. В основе информационно-аналитического обеспечения лежат силы, средства, методы и действия (табл. 1).

В качестве основного объекта исследований аналитиков, как правило, выступает конкурентная среда, в которой действуют юридические лица–участники рынка или физические лица – их руководители. В качестве объектов исследований могут также рассматриваться документы, образцы товаров, виды услуг, события, научнотехнические достижения, отношения между людьми и т. д. 

В настоящее время в условиях конкурентной борьбы в негосударственном секторе экономики существует два направления разведывательной (аналитической) деятельности:

• разведка, проводимая с легальных позиций, – деловая разведка;

• разведка, проводимая с нелегальных позиций, – промышленный шпионаж.

Эффективная работа деятельности подразделения деловой разведки зависит от следующих основных факторов: ясное понимание требований заказчика; тщательное планирование процессов сбора информации и анализа; информирование заказчика о результатах исследований.

Порядок ведения деловой разведки. В основе системы ДР лежит так называемый разведывательный цикл, в результате которого «сырая» информация превращается в аналитические данные, опираясь на которые руководитель принимает решение.

Основными атрибутами разведывательного цикла являются непрерывность, возможность адаптации к задаче, модульность построения.

Основные этапы информационноаналитической работы (вариант разведывательного цикла) представлены на рис. 1. 

Этап 1. Обоснование целесообразности проведения информационноаналитического исследования.

 Важнейшими задачами на данном этапе работы являются нижеследующие.

• Выяснение потребности руководителя в профильной информации, опираясь на которую будет принято оптимальное управленческое решение относительно сложившейся ситуации. 

• Следующей важной задачей на данном этапе становится проведение аудита предлагаемого задания на отсутствие криминальных и противоправных действий. 

• Определение временных рамок на проведение исследования, а также фактических возможностей исполнителей уложиться в определенные сроки.

• Предварительная оценка затрат ресурсов для проведения исследования. 

• Выявление возможных ограничений в деятельности заказчика и негативных для него последствий в связи с проведением разведывательных мероприятий.

• Принятие решения о проведении исследования или отказе от разведывательных мероприятий и ряд других.

Этап 2. Определение целей, задач, порядка проведения исследования.

На этом этапе необходимо четко сформулировать промежуточные задачи, точно оценить трудоемкость предстоящей работы, выявить приоритетные информационные источники, определить сроки выполнения работы, оценить еe итоговую стоимость, подобрать коллектив исполнителей.

Планирование и организация работы могут не только начинать, но и завершать цикл разведки, так как за получением разведывательных сведений компания предпримет какие-то действия, в результате которых сложится иная ситуация, открывающая новые возможности. Например, если тактический план, для поддержки которого использовались разведывательные сведения, выполнен, компании, возможно, потребуется новая тактика. Следовательно, возникнет необходимость в получении новых сведений.

Этап 3. Получение вторичной информации.

На этом этапе производится поиск, сбор и предварительная качественная оценка полученной «сырой» информации, на основе которой будут готовиться аналитические материалы. Эта оценка качественных характеристик информации (достоверности, актуальности, полноты и др.) осуществляется на основе метода Кента. Собранная информация индексируется, классифицируется и вводится в базу данных в соответствии с рубрикатором.

Существуют активные и пассивные методы сбора информации. К пассивным будем относить методы получения информации из печатных и электронных СМИ, баз данных, сети Интернет, патентов, рекламных сообщений и т. д. (без участия человека). К активным – методы получения информации путем опроса, интервью, наблюдения и т. д. (в качестве источника информации выступает человек). На этом этапе также проводится предварительная оценка и обработка информации, что позволяет, при необходимости, передавать и хранить ее в электронном виде, удобном для последующего анализа.

 Источниками исходной информации в ДР рассматривается открытая информация, содержащаяся в: средствах массовой информации (СМИ), специализированных журналах, отчетах НИР, статьях, сборниках трудов конференций, справочниках, правовых документах, патентах, рекламе и других печатных и рукописных изданиях; информационных массивах сети Интернет, профессиональных БД, электронных версиях печатных изданий, CD-ROM и иных источниках, представленных в электронной форме; иных информационных источниках.

Как показывает практика, основная часть искомой информации может быть получена из открытых источников, доступных каждому, без нарушения принятых в обществе правовых и этических норм. 

 Первичная информация представляет собой достоверные факты, полученные непосредственно от источников информации, в качестве которых могут выступать руководитель компании, его заместители, правительственное информационное агентство, любые лица или организации, имеющие непосредственный доступ к достоверной информации или непосредственно ее создающие.

Примерами первичной информации могут служить: выступление президента компании, в котором он сообщает о своих планах, финансах, применяемой технологии или о других важных фактах, связанных с деятельностью компании; ежегодные отчеты и другие внутрифирменные информационные материалы, отчеты по биржевым операциям, стенографические записи совещаний и другие.

Первичные источники обеспечивают исходную ключевую информацию для деловой разведки. Доступ к первичным источникам должен стать важной задачей службы ДР.

Вторичная информация – обработанная информация. Ее находить, как правило, легче, чем первичную, и иногда это единственный вид информации, который можно получить об исследуемом объекте.

Вторичная информация поступает из таких источников, как газеты, журналы, теле- и радиопередачи; академические отчеты, тезисы докладов, аналитические обзоры о деятельности компаний.

Отличие первичной информации от вторичной состоит в том, что первичная – как правило, «сырая», необработанная и обычно завершенная, в то время как вторичная – выбираемая из огромного количества самых разнообразных информационных источников.

Этап 4. Обработка и систематизация вторичной информации.

На данном этапе разведывательного цикла активно осуществляется компьютерная обработка информации, что существенно облегчает дальнейшие процедуры ее анализа и хранения. Вместе с тем следует отметить широкое распространение фрагментов информации на бумажных носителях. Важным условием реализации этого этапа деловой разведки является широкое использование новых информационных технологий, обеспечивающих поиск и сбор информации.

Этап 5. Предварительный (первичный) анализ полученных данных. 

Этап состоит из обработки собранных на предыдущем этапе «сырых» данных, полученных из самых различных независимых информационных источников, и подготовки на их основе аналитических материалов (анализа информации), используемых для принятия решений (рис. 2).

Информацию, на основе которой принимаются важные управленческие решения, можно оценить качественно. Качественная информация должна отвечать некоторым основным требованиям.

Информация должна быть актуальна, т. е. она должна отвечать на те вопросы, которые поставлены перед аналитиками руководством предприятия. Лучшей деловой информацией является та, которая носит упреждающий характер, т. е. касается будущих событий и явлений. Такая информация позволяет предвидеть действия, которые еще не совершились, но наверняка произойдут. В этом случае руководство предприятия имеет возможность заранее спланировать свои шаги, скорректировать позиции.

Достоверной называется такая информация, которая не будет видоизменяться или (в других случаях) искажаться при помощи общественного мнения или специального выбора. Под специальным выбором понимается «выдергивание» необходимой цитаты и употребление ее в «нужном» для СМИ месте. Этот прием широко используется средствами массовой информации в политической борьбе.

Релевантность – качественная характеристика информации, отражающая степень ее приближенности к существу исследуемого вопроса или степень ее соответствия поставленной перед субъектом деловой разведки задаче.

Полнота – качественная характеристика информации, отражающая степень достаточности сведений, необходимых для получения истинного представления об объекте исследования. 

Схема проведения качественной оценки информации, известная как схема Кента, представлена Вашингтоном Плэттом. Для оценки надежности источника сведений и достоверности самих сведений применяется специальная градация (табл. 2).

По такой же схеме могут оцениваться и другие характеристики информации, такие как полнота, ценность, актуальность, релевантность и др.

Важнейшее значение имеет и такая характеристика информации, как «старение». Необходимо обязательно учитывать и указывать временной интервал, в течение которого действительны те или иные оценки (рис. 3). По данным А. Макиенко, оперативно-тактическая информация теряет ценность примерно по 10 % в день (например, в ситуациях предупреждения вымогательства, выдачи краткосрочного кредита, предложения приобрести партию товара в срок до 1 месяца, места нахождения руководителей предприятия, планы текущей деятельности, размер средств на счетах предприятия, курс валют).

Информация стратегического, долговременного характера теряет ценность примерно по 10 % в месяц (сведения о крупных торговых партнерах, преступных синдикатах, программах развития административно-территориальных единиц, среднесрочных проектах, ближайших производственных планах, завершенных контрактах и т. д.). 

Информация о неизменных (малоизменяемых) объектах (промышленная инфраструктура, природные ресурсы, транспортная сеть, ландшафт) теряет ценность примерно по 15 % в год.

Этап 6. Подготовка предварительного (первичного) отчета.

Основной формой предварительного информационного документа может быть доклад (краткая информационная справка).

В предоставляемых руководителю материалах должна содержаться информация, отражающая: основные результаты проведенного исследования; сведения о затраченных силах, средствах, ресурсах; выводы относительно правильности выбранного пути исследования; обоснования необходимости корректировки плана исследования (шаг Б, рис. 1); появление обстоятельств, делающих продолжение исследования нецелесообразным, требующих отказа от дальнейшего исследования (шаг Г, рис. 1); выводы, рекомендации и предложения, касающиеся дальнейшего продолжения исследования.

Выводы совершенно необходимы для того, чтобы информационный документ имел законченный вид и мог быть максимально полезным.

Этап 7. Оценки предварительной работы и принятие решения о необходимости получения дополнительных сведений из вторичных источников.

На этом этапе производится оценка имеющихся данных и, при необходимости, даются рекомендации относительно корректировки плана исследования, отказа от дальнейшего исследования, или предложения, касающиеся дальнейшего продолжения исследования.

Этап 8. Получение первичной информации.

На этом этапе производится поиск, сбор и предварительная качественная оценка информации, полученной из первоисточников. Собранная информация индексируется, классифицируется и вводится в базу данных аналитической службы в соответствии с рубрикатором. На данном этапе, как и на этапе 3, проводится всесторонняя оценка полученных сведений.

Этап 9. Обработка и систематизация первичной информации.

Собранная первичная информация оценивается по различным критериям, аналогичным этапу 4. Каждому фрагменту информации (содержащему факт, сообщение и т. д.) присваивается определенная классификация, и далее этот фрагмент помещается в базу данных аналитической службы предприятия.

Этап 10. Анализ первичной и вторичной информации.

Аналитик оценивает и сопоставляет ее с уже имеющейся в базах данных службы ДР и готовит возможные варианты и сценарии развития событий. Анализ информации можно определить как процесс переработки «общей» информации (information), часто фрагментарной и неполной, в разведывательные сведения или знания (intelligence).






Все статьи

Журнал

В следующем номере

  • Минимизируем риски зависимости от ключевых сотрудников
  • Безопасность как функция управления
  • Читать полностью

Контакты

Прямая линия рекламной службы:
+7 (499) 267-40-10, доб. 206
e-mail: reklama@s-director.ru

Отдел подписки:
+7 (499) 277-11-12
+7 (499) 267-40-10
e-mail: podpiska@s-director.ru

Редакция: +7 (499) 267-40-10
e-mail: info@s-director.ru

Поделитесь с друзьями:

Недостаточно средств

Пополнить счет

Если Вы является подписчиком годовой электронной копии журнала, то Вам не нужно покупать статьи в журналах подписного периода.
Доступ к ним осуществляется в Личном кабинете в разделе «Электронные копии статей».
Логин или E-mail
Пароль (Забыли пароль?)
Запомнить
Если Вы ещё не зарегистрированы в системе, Вам необходимо зарегистрироваться
Введите e-Mail:
Sat, 20 Jan 2018 20:10:06


Мегафон. Сервисы для роста продаж