Заказать счет на подписку у менеджера
Поделитесь с друзьями:

"«Кабинетные» методы бизнес-разведки"

С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала

ИГОРЬ БЕДЕРОВ,
помощник генерального директора по безопасности ЗАО «Северный текстиль»


Пассивные мероприятия отличаются тем, что получение информации в ходе их проведения осуществляется через опосредованные источники. Для сравнения: в ходе активных мероприятий осуществляется сбор информации непосредственно у носителя этой информации. Поэтому активные мероприятия по своей природе превалируют, зачастую оставляя «кабинетным» методикам сбор первичной информации, ее уточнение, анализ и мониторинг.

Пассивные методы не предполагают непосредственного прямого контакта с источником информации. Очень часто пассивные методы позволяют осуществлять удаленный доступ к источникам информации. Пассивные методы сбора сведений, как правило, ориентированы на вторичные источники информации (СМИ, Интернет и т. п.). В то же самое время пассивные методы позволяют осуществить быстрый поиск и сбор информации, но со всеми особенностями и изъянами, свойственными вторичным источникам информации. Тем не менее даже при использовании возможностей пассивных методов сбора информации не стоит забывать о собственной безопасности разведчика и обеспечивать скрытность и секретность разведывательной деятельности. Как правило, при развертывании специальных исследований по новой задаче или объекту разведывательного интереса вначале используются пассивные методы сбора сведений, обеспечивающих быстрый поиск и получение информации из вторичных источников. В дальнейшем при необходимости прибегают к использованию активных методов сбора сведений, предоставляющих возможности выхода на важные первоисточники и получения информации превентивного характера.

К пассивным методам работы можно отнести практически все способы и приемы получения и сбора сведений, которые не требуют особой активности и вашего участия. Например: просмотр газет и журналов, биржевых сводок, справочников, доступных аналитических материалов и выкладок, энциклопедий, поиск и получение информации из Интернета (без использования специальных приемов выведывания) и т. п. Правда, в подобных пассивных методах имеется один, но весьма значительный для разведчика недостаток. Фактически, т. е. в подавляющем большинстве случаев, пассивные методы предполагают получение информации из вторичных источников.

Другими словами о вторичных источниках. Едва только некий первоисточник (непосредственный участник/свидетель/ /очевидец события) впервые «ударил» по клавиатуре, описывая факт/событие, как информация начинает устаревать, отставая от реального положения дел, попутно подвергаясь иным искажениям (урезанию по полноте изложения, субъективизации и т. п.) и уменьшая степень своей достоверности.

Дело также усугубляется тем, что вторичных источников великое множество. Кроме того очень часто сам вторичный источник использует для себя в качестве первоисточника такой же вторичный источник информации, преумножая искажения самой информации, которая в целом ряде случаев подается в тенденциозном виде или искажена намеренно (компромат/реклама).

Итак, если все же попытаться классифицировать пассивные методы разведки, что мы получим?
• Сбор сведений из открытых источников. Например: СМИ, Интернет, корпоративные издания и пресса, отраслевые библиотеки и т. п.
• Пассивное наблюдение – мониторинг. То есть организация постоянного мониторинга определенных СМИ, ресурсов Интернета (в том числе так называемого невидимого Интернета специальными аппаратными средствами) и т. п.
•  Использование баз данных. Приобретение и использование баз данных (в том числе «серых», пиратских и т. п.) различных министерств, ведомств, банков, страховых и коммерческих структур и т. п., обращаемых на рынках интеллектуальной собственности.

Наконец, какую информацию получает пользователь из вторичных источников?
Как правило, это информация:
• о прошедших событиях;
• текущих событиях (с учетом вышеизложенных искажений);
• планируемых событиях (если уже не устарела).

Встречаются еще и прогнозы. Однако, если вам предлагают только прогнозы без подтверждающих аргументов, не спешите использовать такую информацию. Возможно, вы имеете дело просто с субъективной точкой зрения, не более. То же самое касается прогнозов, сделанных на основе непредставленных методик анализа события/ситуации. Если вам недоступны аргументы, подтверждающие прогнозы или методики, позволяющие осуществить их перепроверку, такие прогнозы фактически выступают в роли сведений, требующих проверки, и не более.

Еще одна – и весьма распространенная – ошибка аналитиков заключается в том, что часто они получают сведения об объекте или задаче исследований, на самом деле относящиеся не к этому конкретному объекту/задаче, а к сходному (возможно, родственному или близкому). Однако сведения в отношении сходного объекта (подобной задаче) могут не учитывать целый ряд особенностей (включая риски/возможности), свойственных вашему объекту изучения, и, напротив, учитывать такой же целый ряд особенностей, не свойственных вашей конкретной задаче. Вот почему даже располагающая целым набором сведений и данных по аналогичной задаче, которая решалась в прошлом, информация должна проходить полный цикл информационной обработки при ее использовании в решении новых (и даже сходных) задач. Завершая наш краткий обзор пассивных методов работы, вновь хотелось бы акцентировать внимание на характере и особенностях сведений, получаемых из вторичных источников информации.

• Разведка цели/объекта/задачи вседа начинается пассивными методами!
• Работать с такими источниками легко и достаточно незатратно.
• При работе пассивными методами (и при соблюдении определенных правил) достаточно легко сохранять анонимность и незаметность своего присутствия и интереса.
• Вторичных источников, как правило, достаточно много. Иногда много настолько, что объемы собранной информации просто не оставят времени на ее качественную обработку.
• Сведения из вторичных источников всегда искажены и в разной степени недостоверны.
• Вторичная информация в массе своей – это сведения о прошедших и текущих событиях, но – и самое главное – разведка всегда должна работать на упреждение.
• Тем не менее пассивные методы работы способны предоставить хорошую и ценную разведывательную информацию, особенно на основе ее тщательной обработки, анализа и обобщения.






Все статьи

Журнал

В следующем номере

  • Анализ интернет-активности сотрудников
  • Горячая линия безопасности компании: от идеи до внедрения
  • Читать полностью

Контакты

Прямая линия рекламной службы:
+7 (499) 267-40-10, доб. 206
e-mail: reklama@s-director.ru

Отдел подписки:
+7 (499) 267-40-10
e-mail: podpiska@s-director.ru

Редакция: +7 (499) 267-40-10
e-mail: info@s-director.ru

Поделитесь с друзьями:

Недостаточно средств

Пополнить счет

Если Вы является подписчиком годовой электронной копии журнала, то Вам не нужно покупать статьи в журналах подписного периода.
Доступ к ним осуществляется в Личном кабинете в разделе «Электронные копии статей».
Логин или E-mail
Пароль (Забыли пароль?)
Запомнить
Если Вы ещё не зарегистрированы в системе, Вам необходимо зарегистрироваться
Введите e-Mail:
Tue, 19 Mar 2019 19:51:21


Дополнительные АКЦИИ, БОНУСЫ, ПРЕИМУЩЕСТВА!