АНДРЕЙ БЕСПАЛЬКО, генеральный директор ООО «Центр проблем контроля и безопасности» |
Может сложиться ситуация, когда финансовая служба исполняет свои обязанности не на надлежащем уровне даже при организации контроля за ее деятельностью, что представляет угрозу для экономической безопасности организации. И здесь следует обратить особое внимание на то, кому фактически подчиняются контролирующие лица или службы. Встречаются ситуции, когда контролирующие лица входят в состав финансовой службы, подчиняются начальнику финансовой службы (заместителю директора по экономике и финансам, финансовому директору, вице-президенту по экономике и финансам др.). В таких случаях речь идет уже не об относительно независимом контроле, а о самоконтроле финансовой службы. При этом создатся определенная почва для злоупо треблений внутри финансовой службы, и из элемента обеспечения экономической безопасности организации она сама может (хотя совсем необязательно) превратиться в источник угрозы. Таким образом, для успешного использования финансовой службы в качестве элемента обеспечения эконо- мической безопасности организации должны быть созданы определенные условия. Финансовая служба как источник информации для службы безопасности Обычно большинство данных, с которыми работает финансовая служба, имеются в корпоративных информационных систмах, программах учета, программах документооборота, иных базах и доступны работникам других служб. Однако следует помнить, что у финансовой службы скапливается много информации, которая никак не отражается в упомянутых системах и программах, но может иметь ценность для службы безопасности организации. О чем идет речь? Приведем пример. Не секрет, что существует практика «откатов», когда сотрудники организации обеспечивают контрагентам особые условия и получают от них благодарность. Рассмотрим два этапа, в которые можно выявлять «откатные» явления без больших дополнительных усилий. На первом этапе, когда появляется контрагент и происходит заключение с ним договора, целесообразно задокументировать, кем из работников и каким путем устанавливается контакт с контрагентом. Можно внести соответствующие графы в лист согласования договора либо получать эту информацию от представителей юридической или финансовой службы. Наличие подобной графы может оказать некоторое сдерживающее действие на работников организации. Информация от юридической или финансовой службы о том, кто «активничал» при заключении договора, позволит проверить достоверность сведений, внесенных в лист согласования, и, возможно, сразу взять объект «на карандаш». Второй этап – это работа по договору. Бывает, что сотрудник, практикующий «отка- ты», не проявляет осторожность или утрачивает ее ввиду безнаказанности и начинает «хлопотать» внутри своей организации об «откатном» контрагенте. Он может обращаться в финансовую службу с целью узнать, оплатили ли определенному контрагенту счет или когда он будет оплачен, а также с просьбой об ускорении или приостановке (в случае возможности) оплаты счета. Если такие обращения не входят в круг должностных обязанностей сотрудника либо становятся в отношении одного из контрагентов излишне частыми, настойчивыми, странными, то эта информация может стать для службы безопасности основой для размышлений и дальнейших действий. Как уже было отмечено, на финансовую службу в целом и отдельных ее сотрудников может оказываться давление как извне, так и изнутри организации, причем последнее случается гораздо чаще. Внутри организации это могут быть внешне вполне правомерные приказы, распоряжения, инструкции, устные указания. Также в отдельных случаях угрозы могут прикрываться личностными взаимоотношениями. Вот ти пичный вариант: излишне строгий начальник, не дающий спуску своим подчиненным, придирается ко всяким мелочам, кричит по поводу и без повода на своих сотрудников. Подобное поведение, как правило, является источником угрозы для экономической безопасности всей организации, даже если это позволяет себе финансовый или генеральный директор. Поэтому информация о подобных действиях в отношении финансовой службы должна быть «тревожным сигналом» для службы безопасности компании. Исходя из сказанного, а также из иных соображений, не вошедших в данную статью, можно сделать вывод о том, что взаимодействие с финансовой службой может повысить эффективность деятельности службы безопасности. ИСХОДЯ ИЗ ВЫШЕСКАЗАННОГО, А ТАКЖЕ ИЗ ИНЫХ СООБРАЖЕНИЙ, НЕ ВОШЕДШИХ В ДАННУЮ СТАТЬЮ, МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИНАНСОВОЙ СЛУЖБОЙ МОЖЕТ ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАН ТАКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ СЛЕДУЮ ЩИМ ОБРАЗОМ: 1. Определение основных угроз экономической безопасности организации. 2. Разработка системы по- казателей основных угроз. 3. Установление каналов получения информации по показателям основ- ных угроз от финансовой службы. 4. Разработка системы ме- роприятий реагирования на изменения показателей. Под системой показателей мы в данном случае понимаем набор определенных данных и правил их обработки. Специфика работы финансового отдела требует привлечения опытных сторонних специалистов финансовой сферы (аудиторов, экономистов, бухгалтеров и др.) для разработки системы показателей. ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ФИНАНСОВОЙ СЛУЖБЕ МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ НЕСКОЛЬКО ГРУПП. ГРУППА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ГРУППА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ГРУППА ФАКТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ГРУППЫ КОСВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ГРУППА СПЕЦИАЛЬНЫХ (ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДЛЯ КАЖДОЙ ОРГАНИЗАЦИИ) ПОКАЗАТЕЛЕЙ, НАПРИМЕР: |
©2008-2025 Журнал «Директор по безопасности»
Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал.
Проекты ИД «Отраслевые ведомости»: