Пресс-служба Охранной группы «Дубровник» |
Обычно частному охраннику предписывалось среди многих прочих действий контактировать с клиентами и сотрудниками заказчика по очень простому алгоритму: «Сюда ходи, а сюда не ходи! Проходи, не проходи! И т. п.». Все действия за рамками такого подхода есть нарушение режима с принятием соответствующих мер. Полагаем, что руководителям и собственникам частных охранных предприятий, которые остаются верны описанному алгоритму взаимодействия охраны и посетителей фирмы-клиента, предлагаемая вашему вниманию статья скорее всего не будет интересна. И причина такого отношения не столько в непонимании ее важности и актуальности в настоящее время, сколько в том, что как только мы начинаем предлагать частному охраннику профессионально взаимодействовать с посетителями, так сразу возникает задача обучения его такому общению. Дальше – больше! Прежде чем понять, как обучать, следует ответить на вопрос, для чего это общение или взаимодействие, кто в него вовлекается, какими средствами и методами достигаются поставленные цели? Вопросы можно продолжать и дальше, но нужны ответы! Чтобы уйти от излишнего обобщения, предлагаю некий сценарий, в рамках которого необходимо будет действовать его участникам. Частное охранное предприятие (ЧОП), среди заказчиков которого имеются крупные коммерческие банки с сетью филиалов, бизнес-центры, сетевые торговые предприятия, а в их составе гипери супермаркеты, магазины премиального класса и т.п. В качестве заказчика охранных услуг в данном случае будем рассматривать коммерческий банк, имеющий сеть отделений, операционных касс и выносных офисов. В банке есть собственная служба безопасности, но она базируется в центральном офисе, поэтому полномочия по выполнению некоторых функций сотрудников СБ в филиалах могут делегироваться охране объекта. Первая рекомендация в плане организации общения частного охранника с клиентами и сотрудниками фирмы-заказчика охранных услуг – в договор о предоставлении охранных услуг следует включить пункт о том, что сотрудники охраны в зависимости от поста или зоны (рубежа) охраны наделяются полномочиями общаться с клиентами и сотрудниками заказчика. Цели и объем этих полномочий оговариваются в плане охраны (в приложении «Руководство об организации взаимодействия сотрудников объекта охраны с персоналом и клиентами фирмы заказчика»), в табели поста, к которому одновременно прикладывается регламент общения охранника и клиента или сотрудника заказчика.Естественно, что план охраны со всеми приложениями разрабатывается частным охранным предприятием и согласовывается с фирмой-заказчиком охранных услуг. Вторая рекомендация – «Руководство об организации взаимодействия сотрудников охраны объекта с персоналом и клиентами фирмы заказчика» разрабатывается под конкретного заказчика. Безусловно, ЧОП имеет типовую структуру такого документа. В частности, присутствуют такие разделы: введение, цели и предназначение, задачи и функции взаимодействия, закрепления полномочий, задач и функций за сотрудниками объекта охраны, формулируются формы методы взаимодействия. Что происходит, когда приведенные рекомендации не выполняются, а план охраны объекта – типовой и совершенно формальный, за исключением перечня постов и мест их дислокации? Организацию взаимодействия обеспечивает начальник охраны объекта и реализует его совершенно субъективно. Например, на верхнем уровне: устно согласовывает только те вопросы, которые ему известны и понятны из предыдущего опыта, и с лицами, к которым удалось получить доступ. А на нижнем – в работе с частным охранникам, не регламентирует их общение, не определяются полномочия и лица, с которыми охранник имеет право при необходимости контактировать. В качестве примера перечислим три самых простых конфликта, которые нередко возникают при таких подходах: Эти расспросы могут вестись «без задней мысли», просто для поддержания разговора. Могут даже легендироваться желанием в будущем получить соответствующую квалификацию и перейти на работу в банк. Ясно одно – такая активность частного охранника напрягает и персонал банка, и персонал службы безопасности. И кроме всего прочего, негативно сказывается на качестве оказания охранных услуг и репутации ЧОПа. Во всех предложенных примерах сотрудники ЧОП действуют исходя из субъективных представлений о том, как они должны поступать в таких ситуациях. Возможны варианты, которые могут быть вполне успешными, но следует ли такие вопросы ставит в зависимость исключительно от представлений того или иного сотрудника частной охраны? Третья рекомендация. Если ваш ЧОП обеспечивает охрану различных по предназначению объектов, то ни при каких обстоятельствах не перемещайте охранника, работающего в супермаркете, в банк, на завод или бизнес-центр и обратно без дополнительного обучения. Беда многих ЧОПов состоит в том, что охранники выставляются на посты без должной специальной (специфической) для данного объекта подготовки. Действует традиция, согласно которой доподготовку новый сотрудник пройдет по месту работы, где к этому подходят просто, делай все так, как твои предшественники и нынешние коллеги. В этом случае частный охранник на новом месте к имеющимся прорехам в профессиональной квалификации, скорее всего, добавляет ошибки своих новых коллег. Все сказанное касается и вопросов взаимодействия с клиентами и персоналом фирмы-заказчика. Описанный подход руководители ЧОПов обычно объясняют частой сменой охранников. Раскрытие этой проблемы лежит за рамками данной статьи. В будущем мы, возможно, к ней вернемся. Итак, можно с уверенностью ответить на вопрос: «Нужно ли регламентировать общение (взаимодействие) частных охранников с клиентами и сотрудниками фирмы – заказчика?». Да, такая регламентация нужна, и частных охранников на объектах необходимо обучать этому процессу. Одновременно фирмам–заказчикам охранных услуг следует признать, что частный охранник, который только охраняет, уже не отвечает текущим требованиям, если вы желаете, чтобы он должным образом формировал имидж вашей компании, когда он стоит на въезде, парковке, при входе в офис, в операционный зал и т. п. Бравый частный охранник в ладной, хорошо подогнанной форме, аккуратный, внимательный и всегда готовый предотвратить нарушение, умеющий вовремя и правильно общаться (ответить на вопрос, дать информацию в рамках своей компетенции), создает у клиента фирмы доброжелательное отношение к ней и уверенность в успешности сотрудничества. Такая услуга действительно стоит дороже услуги «обычного сторожа», потому что за ней стоят и качественный отбор, и профессиональное обучение частных охранников, и кадровая безопасность. Последнее могут себе позволить только крупные ЧОПы с хорошей клиентской базой и эффективной системой управления персоналом. Уже прозвучало, что общение с клиентами и персоналом фирмы-заказчика – это процесс. А каждый процесс, если мы хотим, чтобы он выполнялся согласно регламенту и предсказуемо, должен иметь владельца. Думаю, владельцем следует назначить лицо (лиц), в интересах которого он проводится. Определим роли участников взаимодействия. Владельцы процесса взаимодействия: К сожалению, СБ, соглашаясь на привлечение к охране стороннего ЧОПа, неохотно делится информацией и пытается ограничить непосредственное взаимодействие ЧОПа с сотрудниками банка. В данном случае есть только один прием – договариваться! Начальники СБ очень часто задают вопросы: «Что делать, если директор такой-то не делает, не идет на контакт, игнорирует и т. д.?». Ответ всегда один – договаривайтесь, пока не получите желаемого результата. Опыт показывает, что одним из важнейших профессиональных качеств руководителя СБ и ЧОПа является умение находить общий язык, понимание и умение договариваться с контрагентом. Предлагаю рассмотреть несколько коротких процедур взаимодействия частного охранника банка с клиентами и персоналом. Если взаимодействие в целом назвали процессом, то соответственно на конкретных местах или этапах общение частного охранника с клиентами и персоналом назовем подпроцессом, а само общение по конкретному поводу, вопросу или проблеме будет называться процедурой. Рамки статьи не позволяют даже структурно описать процесс взаимодействия, поэтому приведем только несколько рекомендаций. Весь процесс взаимодействия по всем предполагаемым направлениям, местам (дислокациям) и времени с наделением полномочий конкретных руководителей и исполнителей описывается в Руководстве по взаимодействию. Детальное описание процедур, т. е. действий частного охранника на определенном посту и с конкретными участниками, описываются: В заключение следует отметить, что организация взаимодействия – процесс нелегкий, но важный и крайне необходимый. |
©2008-2025 Журнал «Директор по безопасности»
Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии установки ссылки на оригинальный материал.
Проекты ИД «Отраслевые ведомости»: