Заказать счет на подписку у менеджера
Реклама. ООО Модус. ИНН7726691417. erid:2VtzqwnitaP

"Составление декларации пожарной безопасности"

С полными текстами всех статей вы можете ознакомиться на страницах журнала

ВИТАЛИЙ КОМЛЕВ,
заместитель генерального директора ООО «Ключ-консалтинг»


Cогласно п. 7 ст. 2 Технического регламента ДПБ это форма
оценки соответствия, содержащая информацию о мерах пожарной
безопасности, направленных на обе спечение на объекте защиты нормативного значения пожарного риска.

ДПБ предполагает:

• оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

• оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара)2.

В соответствии с Техническим регламентом ДПБ разрабатывается в отношении объектов, для которых законодательством РФ о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации (за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.3, Ф1.4), а также в отношении зданий (частей зданий) класса функциональной пожарной опасности Ф1.1. Совокупное рассмотрение нормативных
предписаний ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации3 и ст. 32 Технического регламента позволяет сде-
лать вывод, что ДПБ должна составляться в отношении объектов капитального строительства (т. е. зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек).

Согласно нормам ч. 1 ст. 64 Технического регламента ДПБ в обязательном порядке разрабатывается в отношении зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1. К ним относятся:

• здания дошкольных образовательных организаций;

• специализированные дома престарелых и инвалидов (не квартирные);

• больницы;

• спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций.

Как уже отмечалось, исключения из перечня объектов, в отношении которых разрабатывается ДПБ, составляют:

• многоквартирные жилые дома (здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.3);

• одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные (здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.4).

Дополнительными исключениями являются объекты капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится в силу требований ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.

К таким объектам относятся:

• отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

• жилые дома с количеством этажей не более трех, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

• многоквартирные дома с количеством этажей не более трех, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четырех, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

• отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более 1500 м2 и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности (за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами);

• отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более двух, общая площадь которых составляет не более 1500 м2, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установления санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, где расположены такие объекты, установлены санитар-
но-защитные зоны или требуется установление таких зон4 (за исключением объектов, являющихся в соответствии со ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ особо опасными, технически сложными или уникальными).

Однако при этом необходимо принимать во внимание, что, если строительство, реконструкцию указанных объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Следовательно, в этом случае на такие объекты необходимо и разрабатывать ДПБ.

Перечень объектов, в отношении которых не проводится экспертиза проектной документации, также представлен в п. 1.1 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 24.02.2009 г. № 91.

Статьей 64 Технического регламента установлено, что в отношении объектов защиты, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Закона (т. е. после 30.04.2009 г.)5, ДПБ должна быть представлена в течение года со дня ввода в эксплуатацию. По объектам защиты, введенным в эксплуатацию до вступления в силу Закона, ДПБ должна была быть представлена в течение года со дня вступления Закона в силу6, т. е. не позднее 01.05.2010 г. Частью 5 ст. 6 Технического регламента установлено, что ДПБ должна разрабатываться и представляться собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором (например, на праве аренды).

Арендатор помещения обязан подавать ДПБ, когда согласно договору аренды он несет ответственность за противопожарное состояние помещения и арендуемое помещение является отдельно стоящим зданием высотой более двух этажей и общей площадью более 1500 м2 или отдельным зданием, сооружением, строением в составе такого здания, к которому установлены требования пожарной безопасности (т. е. объектом, в отношении которого федеральным законодательством установлено требование по разработке ДПБ). Составления ДПБ на конкретные помещения в составе таких объектов законодательство не предусматривает.

Форма ДПБ утверждена приказом МЧС России от 24.02.2009 г. № 91 «Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности»7.

В ДПБ указываются следующие сведения:

• данные об объекте защиты и лице, которому он принадлежит (в отношении юридического лица, которому принадлежит объект защиты, указываются его организационно-правовая форма и наименование – полное и сокращенное; если объект защиты принадлежит физическому лицу, приводятся его фамилия, имя и отчество; здесь же указывается функциональное назначение объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта);

• основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (ОГРН); идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); адрес фактического места нахождения объекта защиты (здания, строения, сооружения, производственного объекта); контактная информация лица, которому принадлежит объект защиты (указываются почтовый адрес и адрес электронной почты, телефон, факс юридического или физического лица, которому принадлежит объект защиты).

Далее в ДПБ последовательно заполняются три раздела.

Раздел I – «Оценка пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты». В форме ДПБ указано, что данный раздел должен заполняться в том случае, если проводился расчет пожарного риска. Согласно требованиям ч. 3 ст. 6 Технического регламента такой расчет не требуется, если выполняются обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и требования нормативных документов по пожарной безопасности. В случае если в отношении объектов защиты установлены требования указанных регламентов и нормативных документов по пожарной безопасности, согласно ч. 2 ст. 64 Технического регламента в ДПБ приводится только перечень статей (частей, пунктов) данных документов, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты (т. е. заполняется только разделе III ДПБ).

Расчет пожарного риска также не требуется по объектам, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до вступления в силу Закона8 (напомню: до 01.05.2010 г.).

В этом разделе ДПБ указываются:

• расчетные величины уровня пожарного риска;

• допустимые значения уровня пожарного риска;

• комплекс выполняемых инженернотехнических и организационных мероприятий для обеспечения допустимого значения уровня пожарного риска.

Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 272. В силу п. 2 Правил расчеты проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Законом.

Пунктом 3 Правил проведения расчетов установлено, что расчетные величины пожарного риска определяются на основании анализа пожарной опасности объекта защиты, определения частоты реализации пожароопасных ситуаций, построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития, оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития и с учетом наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

В соответствии с п. 5 Правил определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым МЧС России. На данный момент утверждены:

• Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности9;

• Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах10.

Расчеты по оценке пожарного риска в соответствии с требованиями п. 7 Правил оформляются в виде отчета, который, как указано непосредственно в форме ДПБ, должен прилагаться к ней.

Раздел II – «Оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара». Данный раздел согласно нормативно установленной форме ДПБ может быть заполнен одним из двух способов:

• исходя из собственной оценки возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (сумму ущерба имуще-
ству третьих лиц от возможного пожара на объекте защиты составитель ДПБ определяет самостоятельно)11;

• путем приведения реквизитов документов страхования (страхового полиса, прилагаемого к ДПБ при его наличии).

Раздел III – «Перечень федеральных законов о технических регламентах и нормативных документов по пожарной безопасности, выполнение которых должно обеспечиваться на
объекте защиты». В данном разделе, как указано в форме ДПБ, должен приводиться перечень статей (частей, пунктов) федеральных законов о технических регламентах, подзаконных нормативных правовых актов и нормативных документов для конкретного объекта защиты.

Если в отношении объекта защиты установлены конкретные требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и нормативных документов по пожарной безопасности, заполняется только данный раздел ДПБ12.

К ДПБ прилагаются:

• Расчеты по оценке пожарного риска, оформленные в виде отчета13, в который включаются:

а) наименование использованной методики;

б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;

в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;

г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации, в которых должны быть представлены14:

- описание системы обеспечения пожарной безопасности объекта капитального строительства;

- проектные решения по наружному противопожарному водоснабжению, по определению проездов и подъездов для пожарной техники;

- принятые конструктивные и объемно-планировочные решения, степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности строительных конструкций;

- сведения о категории зданий, сооружений, помещений, оборудования и наружных установок по признаку взрывопожарной и пожарной опасности;

- перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией;

- описание противопожарной защиты (автоматических установок пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода, противодымной защиты);

- организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности объекта капитального строительства;

д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Копия страхового полиса (если в разделе II ДПБ не приводилась собственная оценка возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара). 

В ДПБ указываются должность, фамилия и инициалы разработавшего ее лица (которое должно заверить ДПБ своей подписью), проставляется дата заполнения. Напомним, что ДПБ подписывается собственником объекта защиты или лицом, владеющим объектом на ином законном основании (например, на праве аренды). Каких-либо согласований ДПБ федеральным законодательством не предусматривается. Декларант – юридическое лицо заверяет ДПБ печатью организации.

Пунктом 10 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности15 предусматривается, что ДПБ составляется в соответствии с установленной формой и представляется (направляется) декларантом на бумажном носителе в двух экземплярах или в электронном виде (по выбору декларанта) непосредственно, либо по почте, либо с использованием сети Интернет, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или в отсканированном варианте через официальные сайты МЧС России и его территориальных органов в сети Интернет.

• ДПБ представляется в органы государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России. Конкретный орган ГПН МЧС России, в который должна быть представлена ДПБ, определяется в зависимости от территории, на которой расположен тот или иной объект защиты:

• территориальный отдел (отделение, инспекция) структурного подразделения соответствующего территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН, – если объект защиты, принадлежащий одному собственнику, расположен в пределах территории одного муниципального образования;

• структурное подразделение соответствующего территориального органа МЧС России по субъекту РФ, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН (орган ГПН главного управления МЧС России по субъекту РФ), – если объект защиты, принадлежащий одному собственнику, расположен на территории двух и более муниципальных образований, находящихся в пределах одного субъекта РФ, либо является особо важным пожароопасным объектом защиты или объектом, критически важным для национальной безопасности страны16 (за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений);

• структурное подразделение соответствующего территориального органа МЧС России – регионального центра, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН (орган ГПН регионального центра МЧС России), – если объект защиты, принадлежащий одному собственнику, расположен на территории двух и более субъектов РФ, находящихся в пределах одного федерального округа (за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений);

• структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления ГПН (орган ГПН МЧС России), – если объект защиты, принадлежащий одному собственнику, расположен на территории двух и более федеральных округов (за исключением объектов защиты, принадлежащих организациям, государственный пожарный надзор в которых осуществляют органы ГПН специальных и воинских подразделений);

• орган ГПН специального или воинского подразделения – если объект защиты расположен в пределах территорий закрытых административно-территориальных образований, особо важных и режимных объектов.

В течение пяти рабочих дней со дня поступления ДПБ должностные лица уполномоченного органа ГПН МЧС России проверяют соответствие поступившей ДПБ установленной форме и в случае, если она заполнена верно, регистрируют ее путем внесения необходимых сведений в перечень ДПБ. При регистрации ДПБ ей присваивается регистрационный номер. Сведения о ДПБ вносятся в перечень в течение одного рабочего дня с момента присвоения ей регистрационного номера. В течение трех рабочих дней с момента присвоения ДПБ регистрационного номера один ее экземпляр представляется декларанту (вручается непосредственно либо направляется по почте или с использованием сети Интернет)17.

Основанием для отказа в регистрации представленной ДПБ может послужить только ее несоответствие нормативно установленной форме. В таком случае должностные лица органа ГПН возвращают ДПБ ее составителю с письменным указанием причин отказа18. Отказ в регистрации представленной ДПБ в установленном порядке может быть обжалован в вышестоящем органе ГПН или в судебном порядке.

Полнота и достоверность сведений, содержащихся в ДПБ, проверяются уполномоченными должностными лицами органа ГПН только при проведении в последующем плановых контрольных мероприятий19.

ДПБ в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 64 Технического регламента должна уточняться или разрабатываться вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений (смены
собственника или иного лица, владеющего объектом защиты на законном основании, изменения функционального назначения, капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты). ДПБ может быть уточнена путем внесения изменений, которые прилагаются к ней и регистрируются в порядке, установленном для регистрации ДПБ. Уточненная или разработанная вновь ДПБ должна быть представлена в течение одного года со дня фактического изменения данных, указанных в ранее разработанной ДПБ. При этом необходимо иметь в виду, что нормативно не установлено, в каких случаях достаточно внести изменения в ранее разработанную ДПБ, а в каких ее необходимо разрабатывать заново. Полагаю, что при наличии оснований для изменения ранее разработанной ДПБ целесообразно предварительно проконсультироваться в территориальном органе ГПН.

Непредставление ДПБ либо представление ее с неполными или недостоверными сведениями является административным правонарушением и может повлечь за собой ответственность, установленную ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) за нарушение требований пожарной безопасности.

В рассматриваемой ситуации помимо привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности теоретически возможно также привлечение к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление (несвоевременное представление) в государственный орган или должностному лицу сведений (информации), представление которых предусмотрено Законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а также за представление этих сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Однако существующая судебная практика подтверждает, что при непредставлении ДПБ ответственность наступает именно по ст. 20.4 КоАП РФ. Суды при этом обосновывают свою позицию тем, что согласно требованиям ст. 1, 4 и 64 Технического регламента данный Закон содержит правовые нормы, устанавливающие требования пожарной безопасности. Одним из них является требование о разработке и представлении в установленный срок ДПБ. Следовательно, невыполнение данного требования является нарушением требований пожарной безопасности20.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в равной мере может быть возложена как на собственника, так и на арендатора объекта защиты.

Аналогичного мнения в своих разъяснениях придерживается и Верховный суд РФ21. Так, Верховный суд РФ указывает, что, поскольку стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность. Однако если данный вопрос в договоре аренды не урегулирован, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

И в заключение следует остановиться на том, что расходы организации на разработку ДПБ (в том числе и в случае привлечения к разработке сторонней специализированной организации) в целях налогообложения прибыли относятся к затратам на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством РФ22. При привлечении компанией-арендатором специализированной организации для выполнения работ по подготовке ДПБ в налоговом учете расходы признаются на дату подписания приемо-сдаточного акта23.

1 Под объектом защиты в соответствии с п. 15 ст. 2 Технического регламента понимается продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и
защиты людей при пожаре.
2 Часть 1 ст. 64 Технического регламента.
3 Федеральный закон от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ.
4 О случаях, в которых требуется установление санитарно-защитных зон, а также об их ориентировочных размерах см. СанПиН
2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденный постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74.
5 Часть 6 ст. 64 Технического регламента.
6 Часть 7 ст. 64 Технического регламента.
7 См. приложение 1 к приказу МЧС России от 24.02.2009 г. № 91.
8 Часть 3 ст. 6 Технического регламента.
9 Утверждена приказом МЧС России от 30.06.2009 г. № 382.
10 Утверждена приказом МЧС России от 10.07.2009 г. № 404.
11 См. письмо МЧС России от 07.04.2010 г. «Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности».
12 Часть 2 ст. 64 Технического регламента.
13 Часть 6 ст. 6 Технического регламента и п. 7 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 272.
14 См. письмо МЧС России от 07.07.2011 г. № 19-2-4-2623.
15 Приложение 2 к приказу МЧС России от 24.02.2009 г. № 91.
16 В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, должен быть утвержден Правительством РФ. До настоящего времени такой перечень Правительством РФ не определен.
17 Пункты 11, 12, 14 и 15 Порядка регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 24.02.2009 г. № 91.
18 Пункт 13 Порядка, утвержденного приказом МЧС России от 24.02.2009 г. № 91; письмо МЧС России от 07.04.2010 г. «Разъяснение по вопросам разработки декларации пожарной безопасности».
19 Пункт 12 Порядка, утвержденного приказом МЧС России от 24.02.2009 г. № 91.
20 См., например, решение Ленинградского областного суда от 24.08.2010 г. № 7-346/2010, решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.03.2011 г. № А26-806/2011.
21 См. вопрос 14 Обзора судебной практики Верховного суда РФ от 27.09.2006 г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года». структурное подразделение соответствующего территориального органа МЧС России


Источник: Журнал «Директор по безопасности» №1 2014




Все статьи

Журнал

В следующем номере

  • Большая политика и лидерство в компании
  • Мошенничество при инвестициях
  • Риски при выборе поставщиков логистических услуг
  • Читать полностью

Контакты

Прямая линия рекламной службы:
+7 (499) 267-40-10, доб. 206
e-mail: reklama@s-director.ru

Отдел подписки:
+7 (499) 267-40-10
e-mail: podpiska@s-director.ru

Редакция: +7 (499) 267-40-10
e-mail: info@s-director.ru

Недостаточно средств

Пополнить счет

Если Вы является подписчиком годовой электронной копии журнала, то Вам не нужно покупать статьи в журналах подписного периода.
Доступ к ним осуществляется в Личном кабинете в разделе «Электронные копии статей».
Логин или E-mail
Пароль (Забыли пароль?)
Запомнить
Если Вы ещё не зарегистрированы в системе, Вам необходимо зарегистрироваться
Введите e-Mail:
Выкладка журнала "Директор по безопасности"
Fri, 04 Oct 2024 20:12:12