Заказать счет на подписку у менеджера
Разработка и производство аналитического оборудования
Поделитесь с друзьями:

Актуальные вопросы мониторинга клиентов в свете требований Федерального закона №115-ФЗ

5 июня 2014

Глебовский Андрей Юрьевич, разработчик и преподаватель курсов по экономической и кадровой безопасности Учебного центра «Информзащита»

 

Итак, наша компания, скрупулезно выполняя  требования  Федерального закона от 07.08.2001 г №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», провела большую работу по идентификации клиентов (контрагентов) компании, их представителей и бенефициаров (выгодоприобретателей).  Оценив риски предстоящих  операций, мы присвоили каждой компании определенный индекс (условно назовем его «угрозой отмывания» или «угрозой финансирования терроризма», кому как больше нравится. Означает ли это, что теперь мы чисты перед регулятором, и он при проведении проверки не сможет предъявить к нам никаких претензий?

 Конечно, некоторым руководителям компаний, настроенным лишь на имитацию своих усилий по борьбе с отмыванием денежных средств, очень хотелось бы на этом остановиться и направить свои усилия на более актуальные, по их мнению, направления деятельности.  Однако, не тут-то было. Такой вариант развития событий предусмотрен законодателем, в связи с чем широкому кругу организаций предписано осуществлять мониторинг своих клиентов на предмет их причастности к пресловутому отмыванию денежных средств, к экстремистской деятельности и терроризму. Это естественно: все в этом мире динамично, и та компания, которая сегодня выглядит сущим ангелом, завтра может продемонстрировать черты, присущие оголтелому экстремисту.

 Мониторинг клиента – не право или прихоть, а обязанность любой организации – как кредитной, так и любой другой, упомянутой в ФЗ-115.  Об этом  говорит ст. 7 ФЗ – при ОБСЛУЖИВАНИИ клиентов организации ОБЯЗАНЫ получать целый спектр информации о клиенте, анализировать ее и на основе этого анализа НА РЕГУЛЯРНОЙ ОСНОВЕ определять истинные цели проводимой клиентом финансово-хозяйственной деятельности, контролировать его финансовое положение и деловую репутацию.

  Что означают слова  «на регулярной основе»?  На наш взгляд, эта регулярная деятельность предполагает ведение постоянного мониторинга клиента по следующим позициям:

-          Цель финансово-хозяйственной деятельности (здесь, читай – конкретной операции)

-          Финансовое положение клиента на момент совершения этой операции

-          Деловая репутация клиента на момент совершения этой операции

 

В частности, в соответствии с требованиями пункта 8-«е» Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций),  и индивидуальными предпринимателями»  «программа идентификации включает следующие процедуры осуществления мероприятий по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца: … обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев» (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.06.2014 N 577).

Идея осуществления мониторинга клиентов нашла свое дальнейшее развитие в приказе Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 №59 «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Пункт 2.10 данного приказа прямо указывает на те «моменты истины», наступление которых обязывает нас обновлять сведения о клиенте и выгодоприобретателе:

- не реже  одного раза в год при установлении отношений длящегося характера

-  при повторном обращении клиента, совершавшим "разовые операции",

- при возникновении  сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации Программы идентификации,

- при возникновении сомнений в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

 

В этом же приказе заложен принцип диалектичности и оперативности  этого контроля. В частности, п. 2.15 гласит, что «для оценки степени (уровня) Риска клиента, а также в целях последующего контроля за его изменением организация осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения» (в ред. Приказа Росфинмониторинга от 03.09.2012 N 301).

 

Положение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 о  ежегодной  периодичности обновления сведений, полученных в результате идентификации клиента представителя клиента и выгодоприобретателя базируется на практике выполнения  требований п. 2.17 Приказа Росфинмониторинга  от 17.02.2011 № 59:

- общая периодичность  обновления информации – НЕ РЕЖЕ одного раза в год;

- при повышенной степени риска – НЕ РЕЖЕ одного раза в шесть месяцев.

Там же предусмотрены случаи оперативного реагирования на изменение ситуации при следующих обстоятельствах: 

- в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или операции возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

- имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 Федерального закона.

 

Отсылка к п.2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ  обязывает нас осуществлять мониторинг клиента при выявлении  следующих обстоятельств:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи;

- отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. (в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ).

 Но те особенности мониторинга клиента, о которых мы писали ранее, более подходят для выявления клиентов, причастных к отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем.  Но существует весьма значимый сегмент информации, связанный с возможным участием клиента в террористических или экстремистских организациях. Естественно, что выявить эти признаки собственными силами подавляющее большинство компаний не может. Но это совсем не означает, что наши компании могут игнорировать этот сегмент своей работы.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона  N 115-ФЗ ") «сведения об организациях и физических лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму , подлежат размещению в сети Интернет на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу», в соответствующем Перечне..

При этом необходимо учитывать, что включение в Перечень и исключение из него организаций и (или) физических лиц, заподозренных в террористической или экстремисткой деятельности,  в соответствии с пунктом 6  «Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»  ( утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 27), осуществляются по мере поступления в Федеральную службу по финансовому мониторингу соответствующей информации от уполномоченных государственных органов.

Естественно, упоминание о «мере поступления» информации в данной ситуации является для нас ключевым.  Толкование этого положения может быть одно: раз компетентные органы государства (ФСБ и другие правоохранительные структуры) пришли к выводу о необходимости пополнения Перечня по мере накопления определенного объема информации (т.е. в режиме "on-line"), то в таком же режиме мы и должны получать информацию с тем, чтобы выполнить свою  обязанность  по незамедлительному применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества предполагаемого террориста или экстремиста.

Ну, а раз это наша обязанность, то, соответственно, мы и должны мониторить наших клиентов на предмет их включения в соответствующий Перечень.  В связи с этим мы  полагаем, что мониторинг организациями официального сайта Федеральной службы по финансовому мониторингу в целях получения информации об организациях или физических лицах, включенных в Перечень, исключенных из Перечня, либо информации об изменении сведений об организациях и физических лицах, включенных в Перечень, должен осуществляться в ежедневном режиме.

Таким образом, предлагаемый подход к вопросам мониторинга дает возможность организациям   конкретизировать порядок мониторинга  клиентов  и прописать в правилах внутреннего контроля  периодичность перепроверки клиента с учетом совокупности имеющейся о нем информации и степени риска.

Правильное решение этих актуальных проблем также  должно  обеспечивать не только своевременное применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации или лица, включенного в Перечень, либо своевременную отмену таких мер, но и, что не менее важно, отсутствие претензий к нашей компании со стороны Росфинмониторинга..







Для того, чтобы добавить новость,
вам необходимо или зарегистрироваться


Статьи журнала "Директор по безопасности"

Должна ли распределяться ответственность за управление информационными рисками в организации
Что такое информационные риски Использование новых технологий, вхождение в сферу облачных вычислени...
Договор с ЧОО о материальной  ответственностиДоговор с ЧОО о материальной ответственности
  ак правило, ответственность  охранной организации пропи- сывается в отдельной главе п...
Тактика работы с покупателями, совершившими хищение
При этом возможны две стандартные ситуации: Когда известно конкретное лицо, причинившее ущерб. В это...
Правовая  регламентация  изъятия документов  организации Часть 1Правовая регламентация изъятия документов организации Часть 1
Наверное, мало кто из хозяйствующих субъектов хотя бы однажды не испытал на себе процедуру изъятия д...
Все статьи

Журнал

В следующем номере

  • Психологический климат и безопасность предприятия
  • Эволюция киберугроз во время пандемии
  • Читать полностью

Контакты

Прямая линия рекламной службы:
+7 (499) 267-40-10, доб. 206
e-mail: reklama@s-director.ru

Отдел подписки:
+7 (499) 267-40-10
e-mail: podpiska@s-director.ru

Редакция: +7 (499) 267-40-10
e-mail: info@s-director.ru

Поделитесь с друзьями:

Недостаточно средств

Пополнить счет

Если Вы является подписчиком годовой электронной копии журнала, то Вам не нужно покупать статьи в журналах подписного периода.
Доступ к ним осуществляется в Личном кабинете в разделе «Электронные копии статей».
Логин или E-mail
Пароль (Забыли пароль?)
Запомнить
Если Вы ещё не зарегистрированы в системе, Вам необходимо зарегистрироваться
Введите e-Mail:
Sat, 24 Oct 2020 20:11:03


Журнал для генеральных директоров и собственников бизнеса